[Legal] information and software products

Fedor Zuev fedor на earth.crust.irk.ru
Сб Дек 7 07:59:48 MSK 2002

On Tue, 3 Dec 2002, Alexander Boroukhin wrote:

> [...]
AB>  регулируемыми авторским правом. Здесь, видимо, информация понимается
AB>  в смысле ФЗ "Об информации...", т.е. узко как сведения о фактах
AB>  (примерно то же, что и "сообщения, имеющие информационный характер"
AB>  в ЗоАП): "Закон же об авторском праве имеет дело не с информацией,
AB>  а с результатами творческой деятельности".

AB>Сейчас, к сожалению, нет времени вникать в этот вопрос подробнее,
AB>но представляется, что здесь надо навести определенный порядок и,
AB>как минимум, прояснить терминологию (что такое "информация" в
AB>каждом из случаев, когда используется этот термин).

	Во всех случаях это, безусловно, второе. То есть

	1) сообщение, сведения - нечто такое, что может быть
доведено до сознания человека, передано от одного человека к другому
лично или с использованием средств связи, сохранено на
материальный носитель для последующего восприятия....

	2) "о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и
   процессах" - ...и имеет значение не само по себе, а в связи с
тем, что, каким-либо образом, отражает обьективную реальность,
непосредственно получателем информации не воспринимаемую.

	Кроме того я делаю известное из теории информации допущение,
что любая информация может быть представлена в виде
последовательности бит. Вообще говоря, это не вытекает из
определения логически, однако, учитывая что пример противного сейчас
уже вряд-ли удастся найти, а значительная часть информации и
фактически распространяется в таком виде, считаю это допущение
достаточно хорошим для практических целей.

	Далее, на всякий случай отмечу, что сообщение может быть
длинное...мегабайты и гигабайты, но, все же, длинна его конечна.

	Еще отмечу, что произведения литературы, компьютерные
программы таким образом могут рекурсивно рассматриваться как
информационные сообщения о самих себе (вариант - о своих
оригиналах), исчерпывающе самих себя описывающих, в том числе и
полностью передающих отпечаток творческой деятельности автора.  Для
других произведений, например живописи или фотографии, информация
может передавать неисчерпывающий, частичный образ произведения,
который, однако, тоже отображает достаточно значительную часть
творческой деятельности автора, чтобы такие отображения признавались
экземплярами произведения.

	Таки образом, одно и то же действие одновременно является и
созданием копии (или сообщением для всеобщего сведения)
произведения, и распространением информации - в зависимости от того,
как толковать проходящие через канал связи (устройство записи) биты
- как информацию, или как произведение.

	Однако, 29 статья Конституции сформулирована в не в
отрицательной ("запрещено запрещать распространение..."), а в
положительной форме ("каждый имеет право распространять..."), что
означает, что мы не можем игнорировать информационную сторону
данного действия.

AB>Скажем, мысль, что ответственность за неправомерный доступ к
AB>информации не может быть применена в случае нарушения авторских
AB>прав, заслуживает того, чтобы попробовать ее использовать на
AB>практике. Но, в то же время, нет абсолютно никаких оснований

	А на практике, AFAIK оно только так и используется. То есть
я не слышал, когда бы оно применялась иначе.