[Legal] Free as Beer philosophy

Fedor Zuev fedor на earth.crust.irk.ru
Пт Июн 11 21:54:03 MSD 2004

On Fri, 11 Jun 2004, Dmitry Borodaenko wrote:

DB>Которые _гарантировать_ в условиях интеллектуальной собственности
DB>может только копилефт.

	Я не настаиваю на гарантиях. Полную гарантию вам может дать
только страховой полис.

(PS: кстати, кто это там так развлекался, вставив в русский перевод
FSD фразу "безвозмездно, то есть даром"? Я чуть не упал со стула,
когда обнаружил.)

DB>[...]

DB>Не вижу принципиальной разницы. Свобода в любом случае
DB>предполагает бесконечность вариантов, иначе это уже не свобода.
DB>Четыре Свободы FSD являются лишь представлением FSF о необходимом
DB>минимуме свобод, открывающем доступ в это бесконечное
DB>пространство. У других организаций другое понимание этого
DB>минимума, у OSI -- более узкое, у Debian -- более широкое.

	Не покупаю.

	Идея "фигли тут конкретизировать, свобода есть свобода и
точка" мне не импонирует. Прежде всего потому, что она фактически
неверна.

	Свободы могут быть разные. И разные свободы могут подавлять
друг друга. Более того, разные свободы могут быть элементарно
несовместимы друг с другом. Хрестоматийный пример - личная свобода и
свобода иметь рабов взаимно несовместимы. Бывают менее тяжелые
случаи, две свободы не полностью противоположны, но практически -
взамино обессиливают друг друга.

	Как мудро заметил (в личной переписке) MO, существующая
сейчас система общепринятых гражданских свобод обладает тем
любопытный свойством, что различные свободы из этого списка не
подавляют, а напротив, взаимно поддерживают друг друга. Это,
конечно, небольшое преувеличение, ситуацию, когда различные
гражданские свободы конфликтуют, построить несложно. Но, что
характерно, любая такая ситуация будет достаточно далека от
майнстрима.

	Тем же характерным свойством обладают и "четыре свободы"
Столлмана. Как сами по себе, так и в сочетании с вышеупомянутыми
общепринятыми гражданскими свободами.

	В отличии от "более широких" свобод, изобретаемых ad hoc, по
мере того, как в очередной раз вожжа под хвост попадет.

	Замечу, кроме того, что в обоснование фундаментальной
важности Четырех Свобод написаны, как в FSF, так и в OSI и просто
сторонними личностями, тонны теории и аналитики.

	Опять-таки в отличии от. Речь как раз (в том числе и о том),
что я ищу аналитическое или теоретическое сочинение в обоснование
более других свобод или более другого подхода к их формулированию.

DB>Не видел нигде такой постановки вопроса,

	Намекну. Вот когда некто начинает рассуждать о "свободе
лицензии", принимая во внимание только интересы непосредственного
лицензиата - это самое оно. В частности - когда возмущается
"несвободой", соотвтетствующей, mutatis mutandis, запрету
иметь рабов.

	Не надо _мне_ этого рассказывать.