[Legal] Re: Re[2]: Re[2]: [Multimedia-devel] flagman table ;)

Michael Bykov michael на michael.rsuh.ru
Чт Май 13 21:28:48 MSD 2004

On Wed, 12 May 2004 17:00:30 +0400
Prokoudine Alexandre <techwriter на nm.ru> wrote:

> Есть предложение вынести обсуждение в
> legal на altlinux.ru. Ради этого я даже согласен
> временно подписаться на эту рассылку. Есть желающие
> написать письмо, инициирующее обсуждение в legal?

Я уже писал в legal. Что тут обсуждать. Кажется, я в
меньшинстве, даже просто в одиночестве. Но тем не менее
уверен в своем прогнозе, что эта лицензия будет принята
холодно. Я основываюсь на очень распространенной точке
зрения среди всяких художников, как мне кажется. Они не
будут рефлектировать, конечно. Но если бы, то они
рассуждали, мне кажется, так  - (я отправлял это письмо
в legal, но оно не дошло тогда. И простите за сумбур):

On Sun, 25 Apr 2004 13:41:55 +0400
Maksim Otstavnov <maksim на otstavnov.com> wrote:

> Вполне возможно, что искусство начинается ровно там,
> где кончается вера в прогресс и в возможность
> "улучшения". Таким образом, даже не имеет значения,
> хочет ли (или не хочет, о чем пишет Миша) конкретный
> художник (артист) предоставлять право на модификацию.

Да, именно. Только не вера, а логика. Это как раз то
свойство (единственное) искусства, которое позволяет
его определить. Овидий не хуже и не лучше Шекспира, они
рядом. Форк, исключительное событие в области ПО,
происходит логически неизбежно и по сути вещей _каждый
раз_, когда возникает производное произведение
искусства. Они все логически одновременны (Библер). А
каждое производное - производно от всех предшествующих
сразу, а не от одного, с которым совпадает название.

А прогресс, история, наука, программы и т.п
наращиваемое - растут, едины во времени, и
соответственно несут внутри себя (или опираются на)
идею линейного времени. А искусство вне времени,
античное, например, искусство живо сейчас и т.п.

Поэтому я и предполагаю, что эфект от этой лицензии
будет противоположный, ее отрицательно воспримет
художественное сообщество. Что она _очень_ плохая. Они
не будут рефлектировать, чтО есть искусство, но просто
закроют эту лицензию, вместе со свободным ПО,
сообразив, что в ней понятие искусства рассматривается
непривычным и, с их точки зрения, враждебным для них
образом. Жизнь художников сложна и тяжела. Они эту
жизнь отдают именно за эту идею. Это вам не лицензии
писать.

Вот нетворческая модификация вполне допустима. Это
различие творческая/нетворческая модификация
пренебрежимо (?) в области ПО и, наоборот, самое важное
в определении модификации в области художественного
творчества. На нетворческую модификацию художник
обратит внимание, только если она повлечет заметное
ухудшение качества. А вот если он заподозрит, что в его
тексте хоть йоту изменили нарочно, он придет в ярость.
Экзистенциальную, прямо по Сартру, ярость. Ибо его
убивают. Как художника.

И наоборот, что такое - произведение искусства? То, что
_не_ получено логичным, дедуктивным, механическим или
любым другим нетворческим методом, законосообразным
методом. А - личный произвол, свобода, но не любой
произвол, а слепок личности. (Личный творческий почерк
и т.д.) Сюда же и "искусство жить", (19 век) "искусство
быть государем", (16 век) "военное искусство" (17-18
век) и т.п.

Именно этот взгляд и отменяет эта лицензия. В ней
подразумевается, что произведение искусства - едино и
изменяется во времени, наращивается. Как программа.
Разница категорическая. Есть или нет понятие времени
внутри понятия "искусство".

Это представление как бы интуитивное для нашей
художественной братии. Или - самое основное,
первоначальное.

А всякий предмет имеющий прикладную пользу, клипарты и
т.п. - не искусство по этому определению. Замените
слово искусство на "клипарт" или там "вспомогательные
файлы блаблабла" и все будет ок.

Вы, конечно, делайте как хотите, но я остаюсь при своем
мнении: такого нетрадиционого понятия искусства, как в
этой лицензии, следует избегать, ничего кроме вреда не
будет. Это стресс и скандал. Реакция будет: "эти
ребята не понимают". А уж с её помощью
пропагандировать свободное ПО...

--
Stay tuned!