[Legal] [Foss] Проект части 4-й ГК РФ, принятый в первом чтении Гос. Думой Фед. Собрания

smi smi на altlinux.ru
Вс Окт 15 23:42:57 MSD 2006

Коллеги,

Ниже привожу ряд замечаний, возникших у меня по тексту 4 части
Гражданского Кодекса.

С уважением,
Алексей Смирнов

Статья 1237. *Исполнение лицензионного договора*
1. Лицензиат обязан представлять лицензиару отчеты о ходе использования
результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации,
если лицензионным договором не предусмотрено иное.

- в случае свободных лицензий (и вообще в любом случае использования
публичной оферты) лицензиат сам не имеет достаточной информации о том,
каким третьим лицам им были переданы неисключительные права - и не может
представлять отчетов лицензиару. Поэтому предлагаю изменить умолчание на
"..., если это предусмотрено лицензионным договором".

Статья *1*238. *Сублицензионный договор*

... Ответственность перед лицензиаром за действия сублицензиата несет
лицензиат, если лицензионным договором не предусмотрено иное.

- аналогично. При использование свободных лицензий невозможно возложить
ответственность  на  кого-либо за всех последующих сублицензиатов.
Изменить на "..., если это предусмотрено лицензионным договором".

Статья 1257. *Автор произведения*

Автором произведения науки, литературы или искусства признается
гражданин, творческим трудом которого оно создано.

- Только гражданин России, или вообще гражданин любого государства может
быть автором? А лицо без гражданства ?  Надо заменить "гражданин" на
"физическое лицо".

    Статья 1259. *Объекты авторских прав*
Авторские права не распространяются на идеи, концепции,принципы, методы,
процессы, системы, способы, предлагаемые решения технических,
организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

- Помимо языков программирования, из объектов авторских прав следует
исключить протоколы и форматы данных. Это сущности одного порядка,
например затруднительно сказать, является PostScript форматом данных,
или языком программирования. В любом случае речь идет о формальных языках.

Статья 1261. *Программы для ЭВМ*

... Программой для ЭВМ является объективная форма представления
совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и
других компьютерных устройств с целью получения определенного
результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе
разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

- при буквальном прочтении можно подумать, что порождаемые программой
аудиовизуальные отображения включаются в состав самой программы для ЭВМ.
Тогда получится, что авторские права на мультфильм, созданный с
использованием программы (порожденное программой аудиовизуальное
отображение) принадлежат авторам программы.

Статья 1262. *Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных
*

2. Заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ
или базы данных (заявка на регистрацию) должна относиться к одной
программе для ЭВМ или к одной базе данных.

- Непонятно, как будет определаться количество программ - по числу
файлов, или по числу объектов интеллектуальной собсвенности. Например,
Microsoft Office - это одна программа или набор из нескольких ? А
Microsoft Windows, Oracle 9i, ALT Linux Master ? То есть непонятно, как
быть с многокомпонентными системами.

Заявка на регистрацию должна содержать:

заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы
данных с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался
быть упомянутым в качестве такового, и места жительства или места
нахождения каждого из них;

- такой порядок регистрации делает практически невозможной
государственную регистрацию значительной части свободных программ (много
соавторов, почтовые адреса многих из них неизвестны, большинству из них
госрегистрация в какой-то России абсолютно безразлична). Сейчас для
регистрации в Информрегистре достаточно заявления от правообладателя
независимо от числа соавторов. Впрочем, госрегистрация программ
необязательна.

Статья 1286. *Лицензионный договор о предоставлении правя использования
произведения*

... Заключение лицензионных договоров о предоставлении права
использования программы для ЭВМ или базы данных допускается путем
заключения каждым пользователем *с *соответствующим правообладателем
договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом
экземпляре такой программы или базы данных либо
на упаковке этого экземпляра

- на все остальные (кроме программ для ЭВМ и базданных) произведения
требуется заключать договор в письменной форме, в том числе и на
документацию к ПО. Это весьма осложняет распространение документации под
свободной лицензией. И вообще распространение под свободной лицензией
любого контента.
Договор присоединения нужно допускать не только для программ для ЭВМ и
баз данных, но для любых произведений, распространяемых в цифровой
форме. Иначе придется маскировать свободный контент, включая
документацию, под ПО или под базы данных.