[Legal] Новости: DMCA в России

Fedor Zuev fedor на earth.crust.irk.ru
Пн Апр 1 19:26:02 MSD 2002

On Mon, 1 Apr 2002, Maksim Otstavnov wrote:

MO>Hello Fedor,

MO>Не вижу "исполнения" в ст. 25.

"...осуществлять любые действия, связанные с функционированием
программы для ЭВМ или базы данных в соответствии с ее назначением, в
том числе запись и хранение в памяти ЭВМ..."

	Мало?

	Между прочим, сюда подпадает не только собственно
выполнение, но и применение любых кряков, "эмуляторов ключей" и так
далее.

	И судебная практика, кстати говоря, имеется, толкующая закон
именно таким образом, что нормальное функционирование программы не
подпадает под исключительные права. Например, пресловутое решение
омского районного суда по иску Галахова против Microsoft. Или
решение московского арбитражного суда по иску Microsoft против ИВЦ
"Аверс". Гм, куда ни плюнь, всюду Microsoft. Наверное это потому,
что они последние, кто берет эту байку про исполнение всерьез.
Впрочем для них это имеет определенный смысл: им гораздо важнее
убедить широкую публику в существовании такого исключительного
права, чем выигрыш в одном-двух мелких судебных процессах.

	Все остальные же давно поняли, что здесь ловить нечего, и
дело как правило вообще не продвигается дальше публичной (в лучшем
случае) ругани: не удалось запугать с налету - все спускается на
тормозах, без обращения в суд. Несмотря на жестокие наезды, 1C так и
не подала в суд на Лишутина, Macromedia - на Иванопуло, а swrus
предпочла разрешать свои разногласия с crack.ru путем DoS-атаки.

	Что меня, как раз во всем этм раздражает, так это то, что
копирайтная индустрия - это индустрия, построенная на лжи. Наглой,
публичной, и массовой. Старая побасенка "не обманешь - не продашь"
из шутливой присказки превратилась в норму жизни.

MO>А я не ставлю ее средством. Наоборот, даю обходной путь:
MO>закрываешь исходники, представь исчерпывающую спецификацию
MO>интерфейсов, и будешь защищен от соответствующих обвинений.

	Только к авторскому праву это никаким боком. Скорее уж это
надо в "Закон о защите прав потребителя".

MO>Вам уже бланкетно запретили делать что угодно без разрешения
MO>правообладателя. Поэтому эти правомочия вводятся как частная

	Нет, не что угодно. А только использовать обьект авторского
права. А "использование обьекта авторского права" определяется как
совершение одного из действий, перечисленных в ст. 16 п.2 ЗоАП. В
отличии от законов некоторых других стран, например Украины, у нас
(как, кстати, и у американцев) список этот исчерпывающий, какие-либо
другие действия к нему правообладатель по своему усмотрению
добавлять не может. И чтение текста программы с использованием
специального технического средства - дизассемблера, исключительным
авторским правом не является. И запись дизассемблированного куска
программы (да хотя бы и всей программы целиком) в файл с целью его
исследования - тоже может быть правомерна, на основании, например,
п.1 ст.19 ЗоАП.

MO>Если что-то можно отнять (точнее, не предоставить) по договору, в

	Именно что отнять. Изначально правообладатель не имеет
никаких исключительных или преимущественных прав на прогон
дизассемблера над экземпляром программы.

MO>типовой лицензии это будет отнято (кроме жутко конкурентных
MO>ситуаций). Отрезанный ломоть.

	Ну как сказать.... Заключение договора - это дополнительные
накладные расходы. В особенности если учитывать, что _этот_ договор
уже не будет авторским договором о передаче исключительных прав на
программу, для которого установлена специальная форма, а будет
договором общегражданским, и на сумму свыше 3000 рублей он должен
заключаться в письменной форме.

	Поэтому многие предпочитают не возиться с настоящим
договором, а _имитировать_ заключение договора путем вкладывания
соответствующего "лицензионного соглашения" в экземпляр программы. В
большинстве случаев такие фокусы юридической силы не имеют.

	Я помнится, не так давно Вам об этом писал в этом листе, но
ответа не получил. Если у Вас есть какие-то убойные аргументы на
этот счет, пожалуйста, не держите их в секрете.

	Кстати, на эту тему я недавно прочитал очень хорошую статью,
обьясняющую, в частности, почему большинство "лицензионных
соглашений" ни к лицензионным, ни к соглашениям никакого отношения
не имеют.

http://eon.law.harvard.edu/h2o/property/alternatives/nimmer.html

	Ниммер - не любитель вроде меня, а один из столпов
американской юридической теории. Насколько я могу судить, все его
рассуждения, при приложении к России только усиливают свою
весомость.

MO>Аргументировать можно. Но в принципе я могу точно так же
MO>аргументировать, что если я ночью под одеялом гоняю mswindows
MO>на двух машинках, обладая лишь одной лицензией, я тоже ни с
MO>кем ни в какие отношения не вступаю... вроде бы.

	Почему бы и нет - если результаты этого прогона (никакие!) в
дальнейшем никак не используются (вообще никак!)? Но программы в
таком режиме использовать неинтересно.

MO>Во-первых, такое бывает. Во-вторых, правка может быть недостаточной,

	Это маргинальный случай, возиться с которым особого смысла
не вижу.

MO>Вот это и надо разрешить явно.

	Так это и сейчас никак не ограничивается.