[Legal] Re[4]: [Legal] [Legal] Новости: DMCA в России

Вс Апр 7 00:49:34 MSD 2002

Hello Fedor,

Saturday, April 06, 2002, 11:09:32 PM, you wrote:

FZ>         Не знаю. Вы же начали. Если считаете, что зря - отвечайте в
FZ> рассылку. И это письмо туда отфорвардьте.

Sure. Я просто без снипов на него отвечу. Можно отфорвардить
"приватную" серию последних трех дней?

FZ>         А это, вообще говоря, не общепризнанное право. В законе
FZ> многих стран его нету. Нам оно досталось (в сильно урезанном виде)
FZ> от старого ГК 1964 года.

[В сторону] По крайней мере, право _читать книжку_, не нарушая права
ее собственника и без оглядки на правомочия копирайтхолдера, у меня
есть, как мне кажется, в любой стране.

FZ>         Отнюдь. Вы хотите оторвать право на выполнение программы от
FZ> собственности на содержащую программу вещь.

Оно уже оторвано. Если только не считать, что свободное использование
экземпляра вводит конкурирующую норму, которая перевешивает.

> [...]

FZ> некоторой, особо продвинутой их части) для продажи за отдельную
FZ> плату. Потом вместо продажи их начнут "лицензировать", сдавать в
FZ> прокат. Потом потребуют проведения в квартиры особого провода для
FZ> принудительного отключения злостных неплательщиков ренты.  Потом -
FZ> запрещения продажи отверток, паяльников и прочих "орудий нарушения
FZ> авторского права". Притом, произойдет это довольно быстро, бо
FZ> хардверные фирмы, в отличие от софтверных, торгуют не воздухом, и
FZ> миллиарды имеют не на бумаге только - есть чем манипулировать. 8-(

Такой сценарий вполне правдоподобен.

FZ> (Вообще, Вам надо с Вагнером на эту тему поговорить. Пару месяцев
FZ> назад он в RU.LINUX нарисовал столь апокалипсическую картину
FZ> будущего, что у меня волосы дыбом встали - при всем моем цинизме,
FZ> _такое_ мне представить было страшно Э)8-))

А такого киберпанку, вообще-то, много :) Я допускаю, что Витус это
красивее других расписать может.

FZ> Или Вы что-то другое имели в виду. Что тогда?

Я имел в виду прописать для холодильников _и_ для железа с
установленным на нем софтом (поскольку при установке ничьи права не
нарушены) статус... экземпляра :)))

> [...]

FZ>         Не вижу, каким образом shareware здесь исправляет ситуацию.

FZ>         Что же до "провоцирует", то см ниже.

FZ>         Все таки обращаю внимание на феномен, смысл которого,
FZ> правда, мне до конца непонятен. RIAA и иже с ними обращают
FZ> непропорционально много внимание на область "чисто компьютерного"
FZ> распространения музыки, оборот в которой, несмотря на шумиху,
FZ> остается все же сравнительно небольшим, в то же время смотрит сквозь
FZ> пальцы на многие куда более откровенно пиратские предприятия. Те же
FZ> резаки интересуют их, похоже, куда меньше чем невинная DeCSS.

Их, скажем так, резаки интересуют сейчас, а неосязаемое
распространение -- завтра. Потому что рано или поздно коммуникационные
сети убьют сети распространения носителей (и остаточная стоимость
последних сетей будет отрицательной).

FZ> Почему? Я не знаю.

FZ>         Смутно припоминаю, что здесь все тоже было несколько
FZ> сложнее. Впрочем, ладно, это отдельная тема.

FZ>         Так _отчего_ при равных, казалось бы, юридических условиях,
FZ> MS и 1C "провоцируются" на гадости, а игрушечники - нет? Может не
FZ> только в законе, или даже не столько в законе дело?

"Игрушечники" тяготеют к традиционному медийному бизнесу. Их
"продукция" понятна широкой компетентной аудитории и выбрасывается на
высококонкурентный и динамичный рынок, в основном, горизонтально.

МС1С работают в цепочках частных рынков, где на конце некомпетентные
ЛПР, динамика низка, ситуация квазимонопольная.

Причинно-следственные связи можно нарисовать, как угодно.

FZ>         Я больше скажу - похоже, что вообще практически все
FZ> существующие формы торговли "интеллектуальной собственностью"
FZ> опираются на закон (проводя альпинистскую фетафору) не полной стопой
FZ> а так, кончиками пальцев. Как мы это видели уже в текущей беседе -
FZ> за что ни дерни, везде вопросы возникают.

Да.

FZ> И от конкретного содержания законов здесь зависит не так много.
FZ> Запас есть. Отменят авторское право - перейдут на коммерческую
FZ> тайну, отменят коммерческую тайну - станут патентовать все подряд,
FZ> запретят софтварные патенты - смастерят что-нибудь из обычных
FZ> контрактных отношений, запретят заключать такие фиговые контакты -
FZ> найдут что-нибудь еще или вообще обойдутся так. Все это, в разных
FZ> сочетаниях, используется и сейчас. Придумать правдоподобное
FZ> юридическое основание для отношений широко распространенных -
FZ> большого правдоподобия не надо.

Да. Основная проблема, как это часто бывает, в неконсолидированности и
тупости потребителей, а не в злокозненности поставщиков.

FZ>         Распорядились, положив в публичное место и, разрешив
FZ> желающим копировать их на определенных условиях. Если эти условия
FZ> позволяют конечному юзеру получить законную копию - все, он больше
FZ> ничего не должен закону.

Я просто задумался, есть ли это хорошо.

FZ> Если не позволяют - то это не shareware, а что-то другое.

FZ>         Возможны, конечно, и промежуточные случаи, типа, например,
FZ> PKZIP, который разрешено распространять на некоммерческой основе, но
FZ> на включение в дистрибутив требуется отдельная лицензия, и на этой
FZ> разнице автор делает приличные деньги. Но универсальную формулу
FZ> здесь не вывести.

FZ>         А вот это уже находится за пределами рассмотрения
FZ> существующего закона. Каждый вертится как может. Вот в ГК 1964 года
FZ> право автора на получение вознаграждения прописано прямо

Не забывайте, что до подписания всяких конвенций у нас вообще было
"замкнутое правовое государство" :) и буржуев "корсарили", а не
"пиратили". Причем с автором очень часто готовы были рассчитаться
(масса анекдотов есть по поводу писателей, приезжавших в совок и
неожиданно получавших несколько кг. рублей), а вот "интеллектуальным
собственникам" буржуйским показывали известную фигуру из трех пальцев.

В этом была своя логика.

FZ> - но ГК 1964 года имеет другие особенности, которые мешают его
FZ> принять сейчас в качестве образца :-)

Это да. Но у нас есть ГК -- лебединая песня совкового правоведения.

FZ>         Это напоминает сценку из рассказа, кажется, Хазанова: "На
FZ> холме появилась группа людей с зеленым флагом и в чалмах. - Стой,
FZ> Вася, ты куда? Это НЕ ТЕ зеленые!"

Я не против зеленых. Я не против копирайта на программы. Я против
злоупотреблений (копи)райтом.

FZ>         Смысл аналогии, честно говоря, мне толком непонятен.

Свобода -- это прежде всего свобода поступать неправильно. Потому что
правильно вы свободны поступать и без свободы, вам даже скажут, как
именно.

В том числе свобода отравить себя водкой или наркотиками, писать
никому не нужный софт, мастурбировать или выбрасываться из окна.

В совке все программисты были свободны писать свободный софт. Только
софта осталось мало от этого.