[Legal] Re: [Legal] Re: [Legal] Re[2]: [Legal] Новости: DMCA в России

Alexander Boroukhin infolaw на ezmail.ru
Сб Мар 30 21:43:44 MSK 2002

Hello Fedor!

30.03.2002 20:04, you wrote:

FZ>         Эта...Вы ничего не путаете?
FZ>         Вот оно, fair use, все сколько есть
FZ>  107. Limitations on exclusive rights: Fair use
[skip]
FZ>         Насколько я понимаю американскую legalese - весьма жалкое
FZ> зрелище. Во всех существенных своих частях со значительным запасом
FZ> перекрывается статьей 19 ЗоАП. А ведь у нас есть еще восемь статей
FZ> закона о других случаях свободного использования.

Если исходить из теперешней штатовской практики, то да - их fair use
представляет собой "весьма жалкое зрелище". Но изначально в эту
формулировку были заложены значительно бОльшие возможности, чем в наше
(и вообще европейское) "свободное использование". Т.е. там нет
жестких требований типа "в объеме, оправданном целью цитирования" или
"если не ущемляет интересы автора". Эти критерии должны учитываться
наряду с другими, и если социальное значение использования
перевешивает, то это - в любом случае  fair use.
Еще, например, для некоммерческих образовательных и т.п. организаций
не считается нарушением прав автора использование произведения,
которое не являлось fair use, но пользователь добросовестно
заблуждался, что оно таковым является (the good fair use defence, 17
USC 504(c)(2)). Сейчас просто некогда поднимать все материалы, которые
я собирал по практике применения fair use в США, но общее впечатление
у меня сложилось такое, что их формулировка гораздо более гибкая. К
сожалению, эта гибкость позволяет толковать fair use как
расширительно, так и ограничительно.

И, кстати, процитированный Вами параграф 107 - это не все случаи
использования произведений без разрешения автора в разделе 17 USC. Там
дальше еще параграфы со 108 по 120, которые посвящены другим "limitations on
exclusive rights" (там местами такие многоэтажные формулировки, что
нашим законодателям даже и не снилось). Плюс обязательства из
международных договоров (та же Бернская конвенция). В сумме набирается
не меньше, чем у нас.

Но я не стремлюсь защищать американский закон об АП. Отсутствие
более или менее внятной практики по свободному использованию в России
сводит все дискуссии по поводу того, где возможности для него шире, к
чисто теоретическим выкладкам. На сегодня хорошо бы хотя бы сохранить
тот объем свободного использования, который есть - и в Штатах, и у
нас.

--
С уважением,
Александр Бороухин.