[Legal] договор о подготовке специалиста

Fedor Zuev fedor на earth.crust.irk.ru
Ср Окт 9 12:35:21 MSD 2002

On Tue, 8 Oct 2002, Grigory Batalov wrote:

GB>  Здравствуйте!
GB> Не могли бы юридически-подкованные граждане прокомментировать
GB> нижеследующий договор о подготовке специалиста? Смущает
GB> обязательство отработать 3 года или уплатить стоимость
GB> обучения (непомерная сумма). И стоит ли вообще связываться?

	Хм. Я в трудовом праве разбираюсь плохо, но, мне кажется,
следующие статьи ТК имеют отношение к делу:

----------

  Статья 4. Запрещение принудительного труда

 Принудительный или обязательный труд запрещен. Принудительный или
обязательный труд, то есть принуждение к выполнению работы под
угрозой применения какого-либо наказания (насильственного
воздействия)
<...>

   Статья 21. Основные права и обязанности работника
Работник имеет право:
<...>

   на повышение своей квалификации, профессиональную подготовку и
переподготовку в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, иными
федеральными законами;
----------

Правда при этом

----------
  Статья 55. Содержание трудового договора
<...>
   В трудовом договоре могут предусматриваться условия
об<...>обязанности работника отработать после обучения не менее
установленного договором срока, если обучение производилось за счет
средств работодателя, а также иные условия, не ухудшающие положение
работника по сравнению с законами, иными нормативными правовыми
актами, соглашением и коллективным договором.

   Условия трудового договора могут быть изменены только по
соглашению сторон и в письменной форме.
----------

	Но это именно сам трудовой договор.

	И еще

----------
   Статья 205. Права и обязанности обучающихся по окончании обучения

  Лицам, успешно прошедшим обучение, при заключении трудового
договора с работодателем, по договору с которым они проходили
обучение, испытательный срок не устанавливается.

   В случае, если обучающийся по окончании ученичества без
уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в
том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя
возвращает ему полученную за время обучения стипендию, а также
возмещает другие понесенные работодателем при исполнении договора
расходы.