[Legal] Re: [Legal] Re: [Legal] Re: [Legal] Re: [Legal] Re: [Legal] Re: [Legal] Re: [Legal] проект Уведомления

Alexander Boroukhin infolaw на ezmail.ru
Пн Янв 13 21:03:27 MSK 2003

Здравствуйте, Maksim.

13 января 2003 г. в 13:12:13 Вы писали в legal:

MO> Ради бога --- _не исполнил договор_ --- полный вперед, получай иск.
MO> Предмет договора --- что? Передача прав. Права переданы?..

:) Некоторые господа вслед за Савиньи считают, что предмет любого
договора - передача прав (например, права собственности по договору
купли-продажи). Что ж теперь, никто ни за что не отвечает?

Попробую набросать возможные варианты (пока только схематично):

1. Договорная ответственность по лицензионному договору.
Предмет договора - передача прав. Права могут оказаться
несуществующими (напр., лицензиар присвоил авторство или попытался
передать права на служебное произведение в обход работодателя),
нереализуемыми (напр., передано право на воспроизведение, но
технические меры защиты программы от копирования не позволяют его
реализовать), либо пользователь не получает того, на что он был вправе
рассчитывать при заключении договора (напр., передавались права на
издательскую систему, а на самом деле программа оказалась текстовым
редактором).
В случае свободного софта ответственность, очевидно, ограничена
случаями умысла или грубой неосторожности лицензиара (но это только по
аналогии и, строго говоря, противоречит букве закона, составителям
которого, похоже, и в голову не приходило, что авторский договор может
быть безвозмездным).

2. Договорная ответственность по договору купли-продажи экземпляра.
Здесь могут появиться совсем интересные ситуации. Так, очевидно, что
пользователь при приобретении экземпляра рассчитывает получить не
только болванку, но и определенные права в отношении произведений, на
ней записанных. Если потом оказывается, что приобретение пользователем
этих прав обусловлено принятием условий какой-то лицензии, о
существовании которой он в момент купли-продажи и не подозревал, он
имеет полное право предъявить претензии продавцу (как минимум о
возврате уплаченных денег). Мне известна такая практика в Штатах
(посмотрите http://www.fenwick.com/pub/ip_pubs/Shrink%20Wrap%20Future/shrinkwrap_future.htm
или http://www.fenwick.com/pub/ip_pubs/Enforceability%20Shrinkwrap/shrinkwrap.htm).
В приципе, не вижу непреодолимых препятствий для проталкивания такой
же логики и у нас.
Плюс очевидные случаи с дефектными дисками, недостоверной информацией
о продукте и пр. Или, скажем, если экземпляр окажется контрафактным, о
чем его покупатель не знал и понес убытки в результате иска
правообладателя к такому пользователю - еще один случай
ответственности.

3. Деликтная ответственность. Независимо от наличия договорных
отношений, имеет место причинение вреда. Ф. Зуев правильно отметил,
что в этом случае гораздо большее значение будут иметь отношения по
поводу передачи прав на экземпляр произведения (претензии к продавцу и
далее по цепочке), однако не исключено и предъявление претензий к
автору "вредоносного кода".

Повторюсь, наше законодательство не содержит внятных критериев,
позволявших бы определить надлежащего ответчика в каждом из случаев.
Зато оно не содержит и условий, делавших бы ничтожными всякое
выходящее за пределы законодательных рамок ограничение
ответственности. Так что писать disclaimer'ы не вредно, но иногда
может и не помочь.

--
С уважением,
Александр Бороухин

P.S. Все вышеизложенное - мысли вслух на заданную тему. Возможно,
завтра на свежую голову придумаю что-нибудь получше. Тогда и напишу.