[Legal] Re: [Legal] Re: [Legal] Re: [Legal] Re: [Legal] Re: [Legal] Re: [Legal] Re: [Legal] Re: [Legal] проект Уведомления

Вт Янв 14 00:00:27 MSK 2003

Hello Alexander,

> [...]

AB> договора - передача прав (например, права собственности по договору
AB> купли-продажи). Что ж теперь, никто ни за что не отвечает?

AB> Попробую набросать возможные варианты (пока только схематично):

AB> 1. Договорная ответственность по лицензионному договору.
AB> Предмет договора - передача прав. Права могут оказаться
AB> несуществующими (напр., лицензиар присвоил авторство или попытался
AB> передать права на служебное произведение в обход работодателя),
AB> нереализуемыми (напр., передано право на воспроизведение, но
AB> технические меры защиты программы от копирования не позволяют его

Да.

AB> либо пользователь не получает того, на что он был вправе
AB> рассчитывать при заключении договора (напр., передавались права на
AB> издательскую систему, а на самом деле программа оказалась текстовым
AB> редактором).

Непонятно.

AB> В случае свободного софта ответственность, очевидно, ограничена
AB> случаями умысла или грубой неосторожности лицензиара (но это только по
AB> аналогии и, строго говоря, противоречит букве закона, составителям
AB> которого, похоже, и в голову не приходило, что авторский договор может
AB> быть безвозмездным).

На мой взгляд, у свободного софта нет в этом отношении специфики.

AB> 2. Договорная ответственность по договору купли-продажи экземпляра.
AB> Здесь могут появиться совсем интересные ситуации. Так, очевидно, что
AB> пользователь при приобретении экземпляра рассчитывает получить не
AB> только болванку, но и определенные права в отношении произведений, на
AB> ней записанных. Если потом оказывается, что приобретение пользователем
AB> этих прав обусловлено принятием условий какой-то лицензии, о
AB> существовании которой он в момент купли-продажи и не подозревал, он
AB> имеет полное право предъявить претензии продавцу (как минимум о
AB> возврате уплаченных денег).

Я думаю, он вправе требовать признания прав, принадлежащих ему исходя
из императивных положений законодательства. Это, кстати, кейс для МС,
Адоби и прочих Эббии.

Если же он предполагал приобрести и иные права, нужно разбираться,
почему у него возникло такое предположение. Если его ввел в
заблуждение продавец или изготовитель, конечно, есть повод для
отдельного иска.

AB> Мне известна такая практика в Штатах
AB> (посмотрите http://www.fenwick.com/pub/ip_pubs/Shrink%20Wrap%20Future/shrinkwrap_future.htm
AB> или http://www.fenwick.com/pub/ip_pubs/Enforceability%20Shrinkwrap/shrinkwrap.htm).
AB> В приципе, не вижу непреодолимых препятствий для проталкивания такой
AB> же логики и у нас.
AB> Плюс очевидные случаи с дефектными дисками, недостоверной информацией
AB> о продукте и пр.

А что такое "продукт"?

AB> Или, скажем, если экземпляр окажется контрафактным, о
AB> чем его покупатель не знал и понес убытки в результате иска
AB> правообладателя к такому пользователю - еще один случай
AB> ответственности.

Да, я думаю, так. Собственно, если мне продали контрафактный
экземпляр, я и не дожидаясь претензии ко мне могу, наверное,
потребовать от продавца замены на лицензионный. Ксати, интересное
исковое требование, стоило бы попробовать (желательно с программой,
стоимость лицензионной копии которой пара-тройка штук баксов).

AB> 3. Деликтная ответственность. Независимо от наличия договорных
AB> отношений, имеет место причинение вреда. Ф. Зуев правильно отметил,
AB> что в этом случае гораздо большее значение будут иметь отношения по
AB> поводу передачи прав на экземпляр произведения (претензии к продавцу и
AB> далее по цепочке), однако не исключено и предъявление претензий к
AB> автору "вредоносного кода".

Стоп. "Вредоносный код" --- это совершенно особый случай. Определение
вредоносного кода есть в законодательстве.