[Legal] Anti-Copyright-FAQ

Alexander Boroukhin infolaw на ezmail.ru
Пн Янв 13 21:37:37 MSK 2003

Здравствуйте, Fedor.

13 января 2003 г. в 17:16:58 Вы писали в legal:

FZ>         Я бы это сформулировал по другому. Передача авторских прав
FZ> не является калькой с передачи имущества, а представляет собой
FZ> самостоятельный вид гражданских отношений.
Да, передача авторских прав - совершенно другой по своей сущности
правовой механизм. В отличие от их уступки, предлагаемой к введению в
4 Часть ГК, которая, как раз, и есть "калька с передачи имущества". А
в настоящее время последствия такой уступки можно только попытаться
эмулировать с той или иной степенью полноты.

FZ>         Так прямой же запрет в законе. Не понимаю - как его можно
FZ> обойти.
А Вы Дозорцева почитайте :) Раза три перечитаете - может и поймете. Я
так и не понял. А остальные даже и не аргументируют сильно, просто
вскользь упоминают.
(статьи В.А. Дозорцева можете посмотреть в Вестнике ВАС : "Право на
фильм как сложное многослойное произведение" в ╧ 3-4 за 2000 г. и
"Творческий результат: система правообладателей" в ╧ 11-12 за 2002 г.
и ╧ 1 за 2003 г. (этот номер с окончанием статьи ко мне пока не
пришел)).
Впрочем, отсутствие всяких признаков уступки/передачи авторских прав в
иных формах, кроме авторского договора, в практике: как судебной, так
и реальной договорной - приводит нас к выводу, что пока все эти
теоретические рассуждения лишены практических оснований.

> [...]
FZ> исключения из общего правила, таки допускает полную передачу всех
FZ> прав на программу (ст.11 ЗоПЭВМ). Но при этом:!!!!
FZ>         1) Понятие "использования" для программ и баз данных
FZ> значительно сужено, фактически только до 2-х правомочий:
FZ> воспроизведения и распространения, что гораздо легче отслеживается.
FZ> Практически невозможно использовать программу способом иным, нежели
FZ> предполагался при разработке.
FZ>         2) Полная передача всех имущественных прав на программу
FZ> требует обязательной регистрации программы и сделки в
FZ> государственном реестре (ст. 15 п. 5 ЗоПЭВМ), то есть здесь мы имеем
По-моему, Вы сильно заблуждаетесь на предмет соотношения норм ЗоАП и
ЗоПЭВМ:

1. Во-первых, на проверку "полная передача" на самом деле
оказывается тем же авторским договором. Вероятно, это большая
законодательная неточность. Посмотрите, как эта т.н. "полная уступка"
раскрывалась в Правилах регистрации договоров на программы... (Приказ
РосАПО от 05.03.93 ╧ 9п):
    "4. К заявлению о регистрации договора о полной уступке всех
    имущественных прав на зарегистрированную программу..., должны
    быть приложены:
    копия договора,... содержащая следующие существенные
    условия договора: срок, объем и способы использования программы...;"
Фактически под "полной уступкой" имелась в виду передача всех
перечисленных в законе прав на весь срок из действия, и норма эта
носила чисто технический характер (чтобы обеспечить возможность
воспользоваться преимуществами регистрации только реальному
правообладателю, а не лицензиару, у которого после такой "полной
уступки" остался один титул имущественных авторских прав).

2. Во-вторых, использование программ и баз данных включает в себя
ровно тот же объем правомочий, что и для других произведений. Недаром
ведь ст. 10 ЗоПЭВМ заканчивается фразой "иное использование". Это
"иное" как раз и отсылает нас к общим положениям авторского права, на
настоящий момент - к ЗоАП. Что еще более проясняется в свете новой
редакции ч. 2 ст. 2 ЗоПЭВМ (посмотрите Федеральный закон от 24.12.2002
г. N 177-ФЗ, похоже, Вы с ним еще не знакомы).

3. Регистрация "полной уступки" и раньше-то была обязательной только в
отношении зарегистрированных программ (а регистрация программ носит
исключительно факультативный характер), а в соответствии с новой
редакцией ч. 5 ст. 13 она не обязательна и в этом случае.

FZ>         Я не нашел и этого. Подскажите адресок.
Да, навигация на сайте WIPO нетривиальная :)
Почитать про существующие модельные законы:
http://www.wipo.int/cfdiplaw/en/index.html
Скачать сами тексты:
http://www.wipo.int/cfdiplaw/en/trips/pdf/copyright_v1.pdf
http://www.wipo.int/cfdiplaw/en/trips/pdf/copyright_v2.pdf
Но эти редакции разрабатывались уже с учетом требований TRIPS и
договоров 1996 г. Более ранних я так и не нашел.

--
С уважением,
Александр Бороухин.