[Legal] Anti-Copyright-FAQ

Fedor Zuev fedor на earth.crust.irk.ru
Пн Янв 13 17:16:58 MSK 2003

On Thu, 9 Jan 2003, Alexander Boroukhin wrote:

AB>Оказывается, все очень туманно. Континентальное авторское право,
AB>действительно, исходит из принципа непередаваемости авторских прав.

	Я бы это сформулировал по другому. Передача авторских прав
не является калькой с передачи имущества, а представляет собой
самостоятельный вид гражданских отношений.

AB>Но этот принцип следует понимать в том смысле, что авторские
AB>права включают в себя и неимущественные, которые как раз и нельзя
AB>передать ни в какой форме. В отношении передачи имущественных
AB>прав единства нет. Есть законы, содержащие препятствия для полной
AB>передачи всех имущественных правомочий (Германия), есть и не
AB>содержащие таких препятствий (Франция). Я планирую набросать
AB>табличку по ограничениям на передачу прав, существующим в десятке
AB>различных европейских стран. В России ограничения сравнительно
AB>жесткие.

	Рискну предположить (если будете составлять, посмотрите)
наличие достаточно сильной корреляции между возможностью полной
передачи авторских прав и государсвенной регистрацией обьектов
копирайта и сделок и ними. По крайне мере - сделок по полному
отчуждению копирайта.

> [...]
AB>для авторского договора. Четко эта мысль звучит у Дозорцева,
AB>упоминается у Сергеева, Суханова. Гаврилов не рассматривает этот
AB>вопрос, Калятин прямо говорит о невозможности такой уступки.

AB>Аргументация всех исследователей не слишком убедительна, поэтому
AB>надо бы обратить взоры на практику. К сожалению, и там не мы
AB>находим соответствующих прецедентов (т.е. есть случаи, когда
AB>стороны сами не представляли сущность своих отношений и
AB>соответственно выбирали терминологию, но я не нашел случаев,
AB>когда стороны сознательно заключали бы договор уступки прав, не

	Так прямой же запрет в законе. Не понимаю - как его можно
обойти.

AB>Ситуация усугубляется терминологической путаницей нашего (кстати, не
AB>только нашего) законодательства: уступка/передача/предоставление/...
AB>Чего стОит хотя бы "полная или частичная уступка прав на программу" в
AB>ч. 5 ст. 13 ЗоПЭВМ (сохранившаяся и в новой редакции закона).

	_Там_ эта формула, как раз, вполне уместна. ЗоПЭВМ, в виде
исключения из общего правила, таки допускает полную передачу всех
прав на программу (ст.11 ЗоПЭВМ). Но при этом:!!!!

	1) Понятие "использования" для программ и баз данных
значительно сужено, фактически только до 2-х правомочий:
воспроизведения и распространения, что гораздо легче отслеживается.
Практически невозможно использовать программу способом иным, нежели
предполагался при разработке.

	2) Полная передача всех имущественных прав на программу
требует обязательной регистрации программы и сделки в
государственном реестре (ст. 15 п. 5 ЗоПЭВМ), то есть здесь мы имеем
полную аналогию с уступкой патента.

	Я не нашел и этого. Подскажите адресок.