[Legal] Anti-Copyright-FAQ

Alexander Boroukhin infolaw на ezmail.ru
Чт Янв 9 21:39:10 MSK 2003

Здравствуйте, Fedor.

8 января 2003 г. в 20:49:48 Вы писали в legal:

FZ>         Эмуляция договорными методами возможна, да. Хотя форма
FZ> договора должа быть при этом, IMHO, весьма замысловатой. Я и не
FZ> возражал против этого. Но именно эмуляция, а не продажа сама по
FZ> себе. В данном случае мне важен был именно формальный момент.

Т.к. написание ответа на Ваше письмо от 25.12 я безбожно затягиваю,
попробую тут коротко изложить текущее состояние моих изысканий по
этому поводу.

Оказывается, все очень туманно. Континентальное авторское право,
действительно, исходит из принципа непередаваемости авторских прав. Но
этот принцип следует понимать в том смысле, что авторские права
включают в себя и неимущественные, которые как раз и нельзя передать
ни в какой форме. В отношении передачи имущественных прав единства
нет. Есть законы, содержащие препятствия для полной передачи всех
имущественных правомочий (Германия), есть и не содержащие таких
препятствий (Франция). Я планирую набросать табличку по ограничениям
на передачу прав, существующим в десятке различных европейских стран.
В России ограничения сравнительно жесткие.

Поэтому в нашей доктрине зародилась мысль, что возможна уступка
авторских прав, не связанная ограничениями, установленными ЗоАП для
авторского договора. Четко эта мысль звучит у Дозорцева, упоминается у
Сергеева, Суханова. Гаврилов не рассматривает этот вопрос, Калятин
прямо говорит о невозможности такой уступки.
Аргументация всех исследователей не слишком убедительна, поэтому надо
бы обратить взоры на практику. К сожалению, и там не мы находим
соответствующих прецедентов (т.е. есть случаи, когда стороны сами не
представляли сущность своих отношений и соответственно выбирали
терминологию, но я не нашел случаев, когда стороны сознательно
заключали бы договор уступки прав, не относящийся к авторским).

Ситуация усугубляется терминологической путаницей нашего (кстати, не
только нашего) законодательства: уступка/передача/предоставление/...
Чего стОит хотя бы "полная или частичная уступка прав на программу" в
ч. 5 ст. 13 ЗоПЭВМ (сохранившаяся и в новой редакции закона).
Для прояснения терминологии я (пока что безуспешно) пятаюсь найти
Модельный закон ВОИС об авторском праве, на основе которого
разрабатывался наш ЗоАП (на www.wipo.int только более поздние версии
их draft laws, да и больше нигде не видно).

Проекты 4-й Части ГК предлагают радикальный подход, вводя механизмы
уступки и лицензирования, единые для всех объектов интеллектуальной
собственности. Такого я не нашел нигде в зарубежном праве, кроме...
Белоруссии. Там это вызывает много вопросов из-за несогласованности с
нормами отраслевых законов.

Все это надо, конечно, серьезно обдумать. Когда-нибудь, я, наверное,
закончу опус с упомянутой табличкой со сравнением различных законов,
с цитатами из научных работ, ссылками на примеры из практики и своей
субъективной точкой зрения по данному вопросу. Обещаю достигнутые
результаты использовать для продолжения конструктивной критики Вашего
FAQ'а (с которого все и началось :)

--
С уважением,
Александр Бороухин.