[Legal] TypeRights

Fedor Zuev fedor на earth.crust.irk.ru
Вс Июн 1 15:51:28 MSD 2003

On Wed, 28 May 2003, Maksim Otstavnov wrote:

FZ> То есть литературное произведение - это именно последовательность

MO>Да нет, ничего подобного там не написано. Написано, что "выражено
MO>в". Это вполне соответствует положению российского ЗОАП о
MO>необходимости представленности в объективной форме.

	...выражено в словах или иных символах. Это для
литературного произведения. Предметом охраны эвляется именно это
совокупность символов, не более, и не менее. Не сюжет, не стиль, не
характеры персонажей, а именно последовательность символов. Особо
оговорен единственный случай, когда охрана сохраняется при изменении
символической формы - перевод.

	...для программ, напротив, предметом охраны является
последовательность команд. Независимо от того, в какой символической
форме они выражены, быть может весьма различной.

MO>Вы уж извините, но в этих терминах программа, реализующая БУФ,
MO>есть лишь специфическая запись таблицы умножения. И вообще любую
MO>программу можно представить как таблицу состояний автомата.

	Почти.

	Она есть специфическая реализация оператора умножения.
Оператора над (практически) бесконечным множеством. Таблица или
конечный автомат - другая реализация того же оператора. А решето
Эратосфена (в предположении что размер решета - фиксирован, а он
таки фиксирован - машин с бесконечной памятью делать еще не
научились толком) есть оператор-константа.

MO>Excuse me?

	Я могу себе представить, почему бы потребовалось создавать
особую охрану для реализаций операторов (см. выше), которые
применяются к бесконечному множеству аргументов, и которые
существуют независимо от своего входа-выхода. Которые, в свою
очередь, обьективно не существуют в процессе использования программ,
а появляются только в процессе ее эксплуатации. Которые, иными
словами, не существуют объективно иначе чем в форме операторов.

	Но моему пониманию недоступно, какие именно добросовестные
причины могут быть для того, чтобы требовать по второму заходу
исключительных прав на константу, то есть произведение, обьективно
существующее _независимо_ от формы его записи, которое уже само по
себе, охраняется копирайтом. Или же - ему отказано в охране
(несмотря на его обьективное сущестование), в обоих случаях -
неспроста. Ссылка на то, что де, константа эта может быть записана
по разному, технически ее получение может быть реализовано различным
образом - неуместны совершенно, бо технические решения - область
патентного права, а не авторского.

MO>Я не вижу причин, по которым любой такой программе заведомо может
MO>быть отказано в охране.

	Я думаю, что в каждом конкретном случае я смогу
аргументировать свою позицию, исходя из буквы закона. Хотя для
обобщающей формулировки и вынужден прибегать к посторонним
рассуждениям.

MO>Да. В частности, неплохо бы исследовать METAFONT :)

	И что с METAFONT?

MO>А почему "нет"? Еще раз: есть два вопроса: правоохранности как
MO>литературного произведения и (более узко) правоохранности именно
MO>как "программы для ЭВМ".

	Отнюдь. В законе не сказано что программы _являются_
литературными произведениями. Там сказано, что они "охраняются как
литературные произведения". В тех случаях, когда для программ нет
специального регулирования. А специальное регулирование таково, что
охрана программ шире, а не уже, чем охрана текстов.

MO>Я, во-первых, не вижу отношения этого (о размере) вопроса к
MO>вопросу о типе правоохранности, а во-вторых, не понимаю, чем
MO>"запись алгоритма" (точнее, вычислительного метода) не программа,
MO>если она еще и исполнима. Точнее, я не понимаю, какие программы
MO>еще бывают :)

	Тем не менее

	a) "Авторское право не распространяется на идеи, методы,
процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

	б) "Не являются объектами авторского права...сообщения о
событиях и фактах, имеющие информационный характер."

	Сопоставляя, получаем, что программа, которая сводится к
сообщению о формулировки способа, концепции, принципа, не
может охраняться авторским правом :-)

	Иными, словами, программа, чтобы быть охраняемой, должна
быть нетривиальной, не сводится к демонстрации какого-либо принципа
(пузырьковой сортировки или решета Эратосфена). А напечатанные на
бумаге, никогда не исполнявшиесяся программы используются, как
правило, именно для этого. И не надо мне кивать на pgp или ядро
юникса - они _сначала_ была отлажены на компьютере, и только затем
опубликованы на бумаге.

^-0-^