[Legal] TypeRights

Вс Июн 1 23:27:33 MSD 2003

Hello Fedor,

Sunday, June 01, 2003, 3:51:28 PM, you wrote:

FZ>         ...выражено в словах или иных символах. Это для
FZ> литературного произведения. Предметом охраны эвляется именно это
FZ> совокупность символов, не более, и не менее. Не сюжет, не стиль, не
FZ> характеры персонажей, а именно последовательность символов.

Возможно, у Вас есть какой-то анализ правоприменения, в котором сюжету
было бы отказано в правоохранности? Что касается стиля, то он по
определению не является частью формы произведения, а "характер
персонажа" кажется мне слишком размытым.

FZ> Особо оговорен единственный случай, когда охрана сохраняется при
FZ> изменении символической формы - перевод.

Э... А переработка, допустим, романа в киносценарий или повести в
пьесу?..

FZ>         ...для программ, напротив, предметом охраны является
FZ> последовательность команд. Независимо от того, в какой символической
FZ> форме они выражены, быть может весьма различной.

Интересная теория, но не вполне мне понятная.

FZ>         Почти.

Скажем так, любую программу, реализующую _алгоритм_, т.е. конечный
вычислительный метод. Программа может реализовать и неконечный метод,
строго говоря (большинство фильтров таковы).

FZ>         Она есть специфическая реализация оператора умножения.
FZ> Оператора над (практически) бесконечным множеством.

Не понимаю, что такое "(практически) бесконечное множество". Вы новое
трансфинитное число вводите? :)

Но БУФ представляет собою компактную запись таблицы (матрицы) ровно в
том же смысле, в котором РЭ представляет собой компактную запись
вектора.

Если же Вы хотите поставить правоохранность программы в зависимость от
финитности реализуемого ею вычислительного метода, это тоже интересная
теория, но я не вижу для нее опоры в правоопределениях.

FZ> Я могу себе представить, почему бы потребовалось создавать особую
FZ> охрану для реализаций операторов (см. выше), которые применяются к
FZ> бесконечному множеству аргументов, и которые существуют независимо
FZ> от своего входа-выхода. Которые, в свою очередь, обьективно не
FZ> существуют в процессе использования программ, а появляются только
FZ> в процессе ее эксплуатации. Которые, иными словами, не существуют
FZ> объективно иначе чем в форме операторов.

Мне кажется, Вы объективность с актуальностью (как это понятие обычно
применяется при обсуждении трансфинитности) совершенно неправомерно
отождествляете. Мне виртуальные (not actual but computationally
feasible) значения кажутся не менее объективными, чем констаты.

FZ>         Но моему пониманию недоступно, какие именно добросовестные
FZ> причины могут быть для того, чтобы требовать по второму заходу
FZ> исключительных прав на константу, то есть произведение, обьективно
FZ> существующее _независимо_ от формы его записи, которое уже само по
FZ> себе, охраняется копирайтом.

Нет-нет, так я вопроса не ставил. Я ставлю лишь вопрос о том, возможно
ли, что форма записи сама собой правоохранна. И мне кажется, что да.

FZ> Или же - ему отказано в охране (несмотря на его обьективное
FZ> сущестование), в обоих случаях - неспроста. Ссылка на то, что де,
FZ> константа эта может быть записана по разному, технически ее
FZ> получение может быть реализовано различным образом - неуместны
FZ> совершенно, бо технические решения - область патентного права, а
FZ> не авторского.

Не согласен. Поскольку есть такое понятие "произведение науки".

FZ>         Я думаю, что в каждом конкретном случае я смогу
FZ> аргументировать свою позицию, исходя из буквы закона. Хотя для
FZ> обобщающей формулировки и вынужден прибегать к посторонним
FZ> рассуждениям.

FZ>         И что с METAFONT?

Так и что с МЕТАФОНТ?

FZ>         Отнюдь. В законе не сказано что программы _являются_
FZ> литературными произведениями. Там сказано, что они "охраняются как
FZ> литературные произведения". В тех случаях, когда для программ нет
FZ> специального регулирования. А специальное регулирование таково, что
FZ> охрана программ шире, а не уже, чем охрана текстов.

"Уже" я имел в виду в смысле применимости к более узкому классу
произведений, а не в смысле "широты" правомочий, предоставляемых
правообладателю.

Я не вижу причины, по которой некоему тексту может быть отказано в
статусе литературного произведения по причине его написания на языке,
предположительно являющемся языком программирования.

FZ>         Тем не менее

FZ>         a) "Авторское право не распространяется на идеи, методы,
FZ> процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Не распространяется.

FZ>         б) "Не являются объектами авторского права...сообщения о
FZ> событиях и фактах, имеющие информационный характер."

FZ>         Сопоставляя, получаем, что программа, которая сводится к
FZ> сообщению о формулировки способа, концепции, принципа, не
FZ> может охраняться авторским правом :-)

Вот то, что она сводится к неохраняемым сущностям, и должно быть
доказано для перекрытия презумции правоохранности (творческого
характера создания) произведения. В каждом конкретном случае.

FZ>         Иными, словами, программа, чтобы быть охраняемой, должна
FZ> быть нетривиальной, не сводится к демонстрации какого-либо принципа
FZ> (пузырьковой сортировки или решета Эратосфена).

Я не вполне понимаю, что здесь значит "демонстрации" и "сводится к
демонстрации". А главное, не понимаю, какое это имеет отношение к
правоохранности программы.

FZ> А напечатанные на бумаге, никогда не исполнявшиесяся программы
FZ> используются, как правило, именно для этого.

В том числе, но не всегда.

FZ> И не надо мне кивать на pgp или ядро юникса - они _сначала_ была
FZ> отлажены на компьютере, и только затем опубликованы на бумаге.

И что? Если я перепишу их на языке, не имеющем на сегодня компилятора,
они потеряют правоохранность?