[Legal] Права на оцифрованный текст

Michael Bykov michael на michael.rsuh.ru
Чт Дек 16 13:11:38 MSK 2004

On Thu, 16 Dec 2004 12:30:08 +0300
"Anatoly A. Yakushin" <doc_jaa на mail.ru> wrote:

> А почему "неловко". Если Вы уверенны в тождественности
> статей, то автор не может вам препятствовать в этом.

Нет, я именно не уверен. Там наверняка опечатки и
специальные технические изменения текста. Например, он
переведен в некоторую якобы стандартную греческую
кодировку, а в тексте возможны иные символы, не
перечисленные в ней. Некоторые части текста могут быть
пропущены, и по техническим, и по иным соображениям. Что-то
может быть добавлено (например, исправления опечаток,
вообще "редактирование"). Короче, еще раз - мы получаем
некоторый авторский продукт, в котором, как мы
предполагаем, может быть, содержится исходный текст.

Другими словами, исходный вопрос Виталия: "Перевод
печатного текста в электронный формат не приводит к
возникновению авторского права" подразумевает, что вопрос о
тождестве обоих текстов уже решен. В то время как он в
принципе не может быть решен без выполнения той же самой
работы еще раз - сканирования символ за символом и
сравнения. А по дороге встает вопрос, как реорганизовать,
или преобразовать информацию.

И сразу ясно, что совсем уже предельно можно сказать, что
перевод в электронную форму вообще в общем случае
нетворчески невозможен. Например, в словаре Моньер-Вильямса
очень часто встречается ссылка см. стр.ххх, кол. хх. Что в
электронной форме приводит к неадекватности. См.
http://homepages.comnet.co.nz/~r-mahoney/mw_dict/mw_dict.html

То есть в общем случае мы не сканируем печатный текст в
электронную информацию, а создаем новую. Информация, это же
абстрация, теоретическая концепция, хрен знает что
означающая. Тут текст живет так, а здесь эдак. Вот вам и
творческий акт.

Кстати, в момент возникновения письменности точно по этой
причине появляются тексты, запрещенные к письменной записи.
Потому что в случае записи они теряют свою сакральную силу
(становятся другими). Такие тексты во множестве есть и в
античности, и в ближневосточной, и в индийской традиции.

--
Stay tuned!

М.