[Legal] Free as Beer philosophy

Fedor Zuev fedor на earth.crust.irk.ru
Чт Июл 8 04:41:00 MSD 2004

On Thu, 17 Jun 2004, Dmitry Borodaenko wrote:

DB>Не надо переиначивать мои слова -- у Вас есть компьютер, он
DB>здорово помогает дословно цитировать. Не надо приписывать мне
DB>азарт и прочие эмоции -- используя Вашу формулировку, это
DB>фактически неверно. Не надо мешать все темы дискуссии в одну кашу
DB>-- это неконструктивно. Имхо.

	То есть все ваши претензии к слову "азартный"? Содержания
утверждения опровержения не требует? И Вы считаете вполне
допустимым, и более того, совместимым с Free Software и копилефтом?

DB>А вот этого перехода я не понимаю. От противоречия между свободой
DB>разных людей -- к количеству вариантов. Можно то же самое, только
DB>без шубы и прочих сомнительных аналогий?

	Каких аналогий?

	Я, кажется, довольно четко и прямо сказал.

	Если человек имеет _право_ на определенные свободы - то
сразу же возникает вопрос о пределах этого права. Вполне обьективных
пределах, определяемых правами и свободами других людей (которых, в
современном мире принято считать равноправными). Можно сколько
угодно разглагольствовать о "размытости", "неопределенности"  этих
границ - фактически, все спорные случаи находятся за пределами
плюс-минус стандартного отклонения.

	Если никакого _права_ на свободы человек не имеет, но эти
свободы ему представляются в виде специальной, только для него или
только для данного случая льготы, привилегии, услуги со стороны
дарителя - то пределы этого, подаренного, права, определяются только
щедростью и состоятельностью дарителя.

	Характерной чертой BSD-лицензии и BSD-философии, как заметил
тут MO, является то, что ее невозможно софрмулировать в терминах
универсальных прав. Ее нормы нельзя без ущерба для логики
поместить под квантор всеобщности. Нельзя, например, сказать "(никто)
не должен ограничивать условия лицензирования производных
произведений" - такое утверждение будет внутренне противоречиво.

	Многие из претензий высказываемых в debian-legal обладают
аналогичным свойством: действия, о которых идет речь, такие как DRM
или enforcement софтверных патентов, будучи фактически осуществлены,
хотя бы и полностью оригинальным автором в отношении собственного
произведения, вне всякого сомнения делают это произведение
проприетарным, я бы даже сказал вызывающе проприетарным. Тем не
менее разрешение подобных действий для произведений производных
выставляется необходимое условие причисления к "free software" по
Робинсону.

	Иными словами, от автора домогаются не только и не столько
присоединения к сообществу свободного софта, сколько отказа от
имеющихся у них средств защиты против проприетарщиков.

DB>Нет уж позвольте, это Вы сформулируйте внятно, теорию какого
DB>такого "этого самого"? Под тем, что Вы до сих пор описывали, пока
DB>никто из присутствующих не подписался, так что непонятно, к кому
DB>вообще адресовано Ваше "чего вы хотите".

То, что я описывал, есть простой пересказ норм, изложенных в

	http://www.gnu.org/philosophy/free-sw.html

Под ними, насколько мне известно, "подписалось" множество людей по
всему миру.

DB>Про идейного BSD-шника -- допустим, хотя хотелось бы увидеть
DB>подтверждение из уст кого-нибудь, считающего себя таковым.

-----
1.3. Цели проекта FreeBSD

Цели проекта FreeDSD - предоставить программное обеспечение, которое
можно было бы использовать для любых целей без ограничений. Многие
из нас имеют значительные инвестиции в код (да и проект тоже) и
конечно не отказались бы от небольшой финансовой компенсации сейчас
и позже, но ни в коем случае не собираемся на этом настаивать. Мы
считаем, что наша первая и основная цель - предоставить ПО всем
желающим для любых целей, так чтобы это ПО получило широкое
распространение и приносило максимальную пользу. Это, по моему
мнению, одна из наиболее фундаментальных целей Свободного ПО и та,
которую мы поддерживаем с энтузизмом.

Та часть наших исходных текстов, которая распространяется на
условиях GNU Public License (GPL) или GNU Library Public License
(LGPL) имеет чуть больше ограничений. Из-за дополнительных
сложностей при коммерческом использовании ПО с лицензией GPL, мы
стараемся по возможности заменять такое ПО на ПО с более свободной
лицензией BSD.
-----

 Jordan K. Hubbard, FreeBSD Handbook

Пжалста: