[Legal] Free as Beer philosophy

Dmitry Borodaenko d.borodaenko на sam-solutions.net
Чт Июн 10 12:47:14 MSD 2004

On Thu, Jun 10, 2004 at 01:34:36AM +0900, Fedor Zuev wrote:
> 	Известно также, что в мире скопилось достаточно деятелей
> (кучкующихся AFAIK, вокруг проектов FreeBSD, XFree86 и им подобных),

Имхо на первом месте в этом списке должен стоять ASF (Apache Software
Foundation) с их принципиально GPL-несовместимой лицензией и агрессивным
расширением числа охваченных проектов. В отличие от FreeBSD, мирно
делающих свою систему и не лезущих в чужой огород, и XFree86 (в лице
Дэвида Дэйвса), чья попытка перелицензирования успешно провалилась, ASF
активно заманивает под свою крышу проекты, не имеющие никакого отношения
не только к Apache, но и к Web вообще (из последних жертв --
SpamAssassin), и при этом заставляет их менять лицензию на ASL 2.0, не
совместимую с GPL (и на грани несовместимости с DFSG). Явное
доказательство того, что эти "деятели" от пассивного балансирования
между собственническими и свободными программами перешли к активному
нападению на последние.

> утверждающих, что описанная Столманном свобода софта - это
> неправильная свобода, а настоящая свобода софта, мол, заключается в
> предоставлении максимально возможной свободы действий своему
> _клиенту_, невзирая при этом, насколько плохо от этого будет всем
> остальным (находящимся в цепочек распространения, например, через
> одного). Это, впрочем, конечно, очень недоброжелательное описание.

Могу предложить еще более недоброжелательное описание проблемы из
недавно написанной мною статьи "Право копирования налево", посвященной
GPL:

   Сама по себе свободная публикация программ оказалась недостаточной,
   сказалась так называемая "трагедия общин": если общественное
   достояние не защищено от посягательства частных лиц, всегда находятся
   люди, захватывающие его ради личной выгоды и в ущерб всем остальным.
   Так в результате легализации огораживания была разрушена европейская
   крестьянская община, такое же огораживание в интеллектуальной сфере
   обеспечил копирайт. На основе свободных программ создавались
   несвободные модификации, и пользователи, купившись на дополнительные
   навороты, оказывались привязанными к закрытой программе под
   несвободной лицензией.

Оттуда же о GPL-несовместимых лицензиях:

   Условие, запрещающее накладывать дополнительные ограничения, делает
   GPL несовместимой с несколькими лицензиями, которые в остальном
   являются вполне свободными, то есть гарантируют свободу
   использования, модификации и распространения программ. Объединять
   программы под такими лицензиями с программами под GPL нельзя, если в
   условиях распространения одной из них нет специального исключения.
   Несовместимость с GPL является серьезной проблемой, поскольку
   заставляет разработчиков свободных программ делать выбор между
   отказом от преимуществ GPL и затратой лишних усилий на замену уже
   существующих компонент.

> Сейчас, как известно, к этой философии все сильнее склоняется Проект
> Debian и это мне активно не нравится.

"Как известно" кому? Можно подробнее?

> Я раньше очень уважал Проект Debian.

Фёдор, осветите, пожалуйста, ваши претензии к проекту Debian. Вы уже
второй раз на этой рассылке намекаете, что Debian движется "не туда", но
так и не пояснили, что конкретно вас не устраивает.

При этом вы утверждаете, что в этом нет ничего личного, хотя ваше
отношение отношение к проекту поменялось на резко негативное именно
после вашего участия в обсуждении лицензии GNU FDL на рассылке
debian-legal, где вам не удалось достичь понимания с участниками
последней.

Я прошу прощения у вас и у остальных подписчиков данной рассылки за то,
что выношу этот личностный вопрос на публичное обсуждение. Я нахожу это
уместным потому, что вы -- одна из ключевых фигур на этой рассылке, и
ваше личное отношение к Debian имеет значение для всех присутствующих.

> 	Вопрос - существует ли сколь-нибудь definitive письменное
> описание идеологии халявного (Free) софта а-ля FreeBSD?

Внятного и дружелюбного описания этой идеологии мне не попадалось,
вполне возможно, что такового вообще не существует.

С другой стороны, почему бы не определить эту идеологию от противного,
как не-копилефт? Другими словами, это сторонники полной халявы,
считающие существенной свободу отбирать свободу у других.

--
Дмитрий Бородаенко