[Legal] Free as Beer philosophy

Fedor Zuev fedor на earth.crust.irk.ru
Пт Июн 11 18:00:09 MSD 2004

On Fri, 11 Jun 2004, Valentin Nechayev wrote:

VN>Не могу согласиться с называнием этого начала _этическим_
VN>(особенно в сравнении, что другие якобы его не несут). И public
VN>domain и Microsoft end-user license - тоже несут в себе
VN>соответствующие этические начала. То, что задаёт GPL, оно скорее
VN>_инфраструктурообразующее_ (извините за длинное слово): public
VN>domain, BSD, коммерческие лицензии - они все ограничивают круг
VN>применяемых подходов, но не задают им образующего начала сами по
VN>себе. GPL накладывает настолько жёсткие ограничения на типы
VN>формируемых инфраструктур, что сводит их фактически к одной
> [...]

	Извините, я видимо не совсем корректно или невнятно
сформулировал исходный вопрос. Я ничего не имею против отсутствия
копилефта. В оригинальном вопросе я ссылался не на GPL, а на FSD -
Free Software Definition. Которое копилефта не предписывает, но
задает ключевые свойства свободного софта. Известные Четыре Свободы:

	0) Свобода запускать программу, в любых целях.
     	1) Свобода изучения работы программы и адаптация ее к вашим
	нуждам.
     	2) Свобода распространять копии, так что вы можете помочь
	вашему товарищу.
    	3) Свобода улучшать программу и публиковать ваши улучшения, так
	что все общество выиграет от этого.

	... и далее по тексту.

	Соответственно дело не в GPL. По FSD-Столлману и такие
далекие от GPL лицензии как лицензия TeX или NPL являются вполне
себе Free Software.

	По моим наблюдениям, для FBSD/XFree-миропонимания в
сравнении с GNUтым характерно, грубо говоря:

	1) Умножение числа свобод до эффективной бесконечности,
таким образом, что разговор уже начинает идти не о наличии
каких-либо свобод, а об отсутствии каких-либо ограничений, кроме
технологических.

	2) Исчезновение понятия "общество", таким образом, что
вопрос редуцируется до персональных взаимоотношений между
Программистом, пишущим программу, и Пользователем, получающим
программу непосредственно из рук Программиста. И свобода,
соотвтетственно, предполагается существующей не для общества
(которого нет), а для Пользователя.

	Но мне хотелось бы основываться не на собственных
домыслах, а на каком-нибудь документе, на который можно было бы
сослаться. Я BSD/X мир знаю плохо, так что думал, может быть
где-нибудь типа в FreeBSD Handbook или уставе X Consortium или в чем
то подобном такое есть.