[Legal] Free as Beer philosophy

Dmitry Borodaenko d.borodaenko на sam-solutions.net
Пт Июн 11 19:55:31 MSD 2004

On Fri, Jun 11, 2004 at 07:17:43PM +0400, Serge S. Fukanchik wrote:
> [...]

Вот так всегда -- напишешь лаконично, чтобы сэкономить людям время, так
они всё поймут неправильно ;-)

> Этот вакуум населен программистом и пользователем ;-)

Маленькое уточнение -- этого вакуума не существует. Даже влюблённые,
которым кажется, что кроме них в мире больше никого нет, заблуждаются в
этой своей иллюзии. В мире живёт много людей, и они не изолированы друг
от друга, и не могут быть изолированы в принципе. Поэтому в корне
неверно рассматривать взаимодействие между пользователем и программистом
как происходящее в вакууме, в отрыве от влияния всех остальных людей --
то есть, от общества.

> Посредник (издатель) автору необходим в индустриальном обществе. В
> информационном обществе программист пишет программу и публикует ее
> сам. Сторонники общественного договора должны быть счастливы -
> общество в современном нам смысле просто не нужно в этой области и
> должно пересмотреть свой взгляд на нее.

Я не сторонник теории общественного договора, я придерживаюсь
биологической теории происхождения общества (см. Кропоткин П.А.,
"Взаимопомощь как фактор эволюции"). Соответственно, я считаю, что
общество является не искусственной необходимостью, а неотъемлемой частью
человеческой природы. В данном случае оно выступает не как посредник, а
как действующая и заинтересованная сторона. Действующая -- постольку,
поскольку каждый индивидуум формируется обществом, его окружающим.
Заинтересованная -- потому, что вкладывает в формирование этого
индивидуума массу сил, ресурсов, и информации, на всём протяжении его
существования.

--
Дмитрий Бородаенко