[Legal] Free as Beer philosophy

Dmitry Borodaenko d.borodaenko на sam-solutions.net
Сб Июн 12 00:52:51 MSD 2004

On Sat, Jun 12, 2004 at 02:54:03AM +0900, Fedor Zuev wrote:
> 	Я не настаиваю на гарантиях.

Ваше право. Я предпочитаю настаивать, когда есть такая возможность.

> 	Не покупаю.
>
> 	Идея "фигли тут конкретизировать, свобода есть свобода и
> точка" мне не импонирует. Прежде всего потому, что она фактически
> неверна.

Отличная формулировка. Этого не может быть, потому что не может быть
никогда.

> 	Свободы могут быть разные. И разные свободы могут подавлять
> друг друга. Более того, разные свободы могут быть элементарно
> несовместимы друг с другом. Хрестоматийный пример - личная свобода и
> свобода иметь рабов взаимно несовместимы. Бывают менее тяжелые
> случаи, две свободы не полностью противоположны, но практически -
> взамино обессиливают друг друга.

Всё это попадает под общую формулировку "свобода отнимать чужую
свободу". При этом ни в каком конкретном случае нельзя провести четкую
универсальную границу, всегда надо разбирать частности. Копилефт -- это
образец частного случая такой границы, довольно удачно проведенной.

> 	Как мудро заметил (в личной переписке) MO, существующая
> сейчас система общепринятых гражданских свобод

Что-то эти гражданские свободы какие-то не очень общепринятые, куда ни
глянь -- права человека и те нарушаются направо и налево, свободы тем
более. Еще одна метрическая лошадиная сила?

> обладает тем любопытный свойством, что различные свободы из этого
> списка не подавляют, а напротив, взаимно поддерживают друг друга.

Я всегда считал это особенностью той самой "свободы как таковой". В
контексте "невозможно быть свободным в окружении рабов" и "свободу
нельзя дать, ее можно только взять".

> Это, конечно, небольшое преувеличение, ситуацию, когда различные
> гражданские свободы конфликтуют, построить несложно. Но, что
> характерно, любая такая ситуация будет достаточно далека от
> майнстрима.

Мэйнстрим -- это разве не диктатура большинства? Как насчет свободы
ездить по улице на велосипеде -- это далеко от мэйнстрима?

> 	Тем же характерным свойством обладают и "четыре свободы"
> Столлмана. Как сами по себе, так и в сочетании с вышеупомянутыми
> общепринятыми гражданскими свободами.

Можно ткнуть меня в RTFM по поводу общепринятых гражданских свобод? Из
нормативных документов мне известна только Декларация прав человека --
это оно?

> 	В отличии от "более широких" свобод, изобретаемых ad hoc, по
> мере того, как в очередной раз вожжа под хвост попадет.

Благодаря этой вожже человечество и вышло из каменного века, к лучшему
ли -- спорный вопрос, но всё равно не стоит так непочтительно о свободе
изобретать что-то новое.

> 	Замечу, кроме того, что в обоснование фундаментальной
> важности Четырех Свобод написаны, как в FSF, так и в OSI и просто
> сторонними личностями, тонны теории и аналитики.
>
> 	Опять-таки в отличии от. Речь как раз (в том числе и о том),
> что я ищу аналитическое или теоретическое сочинение в обоснование
> более других свобод или более другого подхода к их формулированию.

Зачем?

И не получается ли поиск черной кошки в тёмной комнате?

> 	Намекну. Вот когда некто начинает рассуждать о "свободе
> лицензии", принимая во внимание только интересы непосредственного
> лицензиата - это самое оно. В частности - когда возмущается
> "несвободой", соотвтетствующей, mutatis mutandis, запрету
> иметь рабов.

Принято. Осталось найти этого некто. Бранден Робинсон? ;-)

> 	Не надо _мне_ этого рассказывать.

Ну Вы же предложили соломенную куклу -- или Вы предпочитаете избивать ее
единолично? ;-)

--
Дмитрий Бородаенко