[Legal] Free as Beer philosophy

Fedor Zuev fedor на earth.crust.irk.ru
Ср Июн 16 22:27:03 MSD 2004

On Fri, 11 Jun 2004, Dmitry Borodaenko wrote:

DB>Отличная формулировка. Этого не может быть, потому что не может
DB>быть никогда.

	А эту реплику мы с негодованием отметаем, как
неорганизованную.

DB>Всё это попадает под общую формулировку "свобода отнимать чужую
DB>свободу". При этом ни в каком конкретном случае нельзя провести
DB>четкую универсальную границу, всегда надо разбирать частности.
DB>Копилефт -- это образец частного случая такой границы, довольно
DB>удачно проведенной.

	Ну дык же! Это ведь только в анекдотах люди придумывают себе
занятия исключительно назло соседу. В жизни люди гораздо более
прагматичны. И если они добиваются какого-то права - значит это
право лично им доставляет какие-то выгоды, удобство, увеличивает их
личную свободу. А то, что это новое право ущемляет законные интересы
и свободы других (а оно неизбежно ущемляет, по крайне мере в
некоторых случаях, иначе бы вопрос о праве вообще бы не встал) - так
это побочный эффект, который может проявиться не сразу, и о котором
алкающий права может вообще не задумываться.

	Или, напротив, задумываются, но считают, что лучше самой
публики знает ее действительные интересы и желания. Вон, как, к
примеру, Вы, в паралельном письме, азартно доказываете, что людей -
для их же собственного блага, никак иначе - следует лишить свободы
самим выбирать, что и как им читать.

	Учитывая, что только международно признанных прав существует
полтора десятка, любое конструирование новых свобод влечет, так или
иначе, декларацию "свободы отнимать чужую свободу", по меньшей мере
в маргинальных случаях.

	Поэтому -  утверждение любой новой свободы начинается с
доказательства того, что
выгода|справедливость|необходимость|боговдохновенность|чтотоеще
предлагаемой свободы для общества перевешивает все ущемления
существующих прав, которые от этого произойдут. И, скажем, большая
часть сочинений Столлмана посвящена подробному обоснованию именно
этого тезиса.

	Другое дело, если речь пойдет не о _свободе_, не о _праве_,
а о _привилегии_, о _даре_, о шубе с господского плеча. Тут уж
действительно, количество возможных вариантов ограничивается только
щедростью дарителя.

DB>Что-то эти гражданские свободы какие-то не очень общепринятые,
DB>куда ни глянь -- права человека и те нарушаются направо и налево,
DB>свободы тем более. Еще одна метрическая лошадиная сила?

	Ну дак а зачем бы гражданские свободы были бы нужны, если бы
их все и всегда соблюдали? То что всегда соблюдается, что физически
невозможно нарушить, или никому не нужно нарушать - специальной
охраны или даже специальной формулировки не требует. Охрана нужна
как раз тому, что норовят нарушить.

DB>Я всегда считал это особенностью той самой "свободы как таковой". В
DB>контексте "невозможно быть свободным в окружении рабов" и "свободу
DB>нельзя дать, ее можно только взять".

	Я, извините, не знаю никакой "свободы как таковой",
отдельной от людей, общества и государства. Почему и вся фраза
представляется мне бессмысленным набором слов. Буду весьма
благодарен за более развернутое обьяснение.

DB>Мэйнстрим -- это разве не диктатура большинства? Как насчет
DB>свободы ездить по улице на велосипеде -- это далеко от
DB>мэйнстрима?

	Аналогично.

	Кстати, Вы имеете что-то против диктатуры большинства?

	http://www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm
	http://www.un.org/russian/documen/convents/pactpol.htm

DB>Благодаря этой вожже человечество и вышло из каменного века, к
DB>лучшему ли -- спорный вопрос, но всё равно не стоит так
DB>непочтительно о свободе изобретать что-то новое.

	Да изобретайте, кто мешает.

	Напишите техзадание, обоснование, создайте организацию,
соберите деньги для пропаганды... :-)

	Или, по меньшей мере, сформулируйте внятно, чего,
собственно, вы хотите (я сейчас как раз про это и спрашивал, где
можно найти теорию этого самого дела). Пока этого нет, пока вся
идеология сводится к неопределенным жалобам на неудобство и
дороговизну (а кто обещал, что все будет комфортно и бесплатно?), к
лозунгу "сделайте мне красиво" без указания даже на то, _что_ именно
требуется сделать красиво - принимать такие изобретения за прогресс
человечества резонов не больше, чем N+1 изобретение вечного
двигателя или квадратуры круга.

DB>Принято. Осталось найти этого некто. Бранден Робинсон? ;-)

	"Да их тут тысячи!" (Анекдот)

	На самом деле это достаточно стандартная позиция "идейного
BSDшника" по отношении к GPL.

	Но да, это весьма характерно, что и аргументация Робинсона
и соратников как правило идет по той же дорожке. Идейно они
неразличимы, единственное что - Робинсон пока саму GPL в голос не
обличает а только эстетски так "сомневается". Это тактическое, я
думаю.

DB>Ну Вы же предложили соломенную куклу -- или Вы предпочитаете
DB>избивать ее единолично? ;-)

	Я бы предпочел не избивать, а анатоммировать.

	То есть, меня не интересует вопрос: "хорошо это или плохо?".

	Меня интересует вопрос: "Как мы дошли до жизни такой?".