[Legal] Иск Галахова (Was: Новости: DMCA в России)

Fedor Zuev fedor на earth.crust.irk.ru
Сб Апр 13 13:10:36 MSD 2002

On Fri, 12 Apr 2002, Maksim Otstavnov wrote:

MO>А в Терре несколько раз были пространные материалы по этому
MO>поводу. В частности, со Злобиным из "Щита" -- они там вполне
MO>эффективно используют действующее законодательство.

	Кстати, взглянул я на их сайт (www.buka.ru/rshield) - ой, не
законодательство они там используют, совсем не законодательство.

	В "списке продуктов, взятых Ассоциацией под защиту" при
первом же беглом осмотре обнаруживается:

	1) Некоторое количество shareware программ. TheBat,
Advanced Password Recovery. _Каким_ образом они их могут "брать под
защиту", остается только догадываться. Впрочем, догадки будут
несложные, учитывая то, что на соседней странице они хвалятся
наездами на www.referats.ru (он же www.crack.ru). Есть ли это прямой
криминал - не знаю, зависит от конкретного характера наездов, но
"использованием действующего законодательства" тут и не пахнет, увы.

	2) Произведения, срок копирайта на которые давным-давно
истек. Электронные собрания сочинений Достоевского, Пушкина, Чехова,
Толстого, Даля, Карамзина, Соловьева, Ленина, Троцкого, Толкина,
Мандельштамма, записи Шаляпина, Армстронга, Лещенко, Утесова,
Миллера, Пресли, Карузо, картины Репина, Грабаря.  Теоретически
возможно, конечно, что копирайтом здесь охраняется не сам контент, а
элементы оформления - но никаких конкретных указаний на характер и
отличительные особенности этих элементов не имеется. Напротив,
всячески продвигается идея, что появление этих записей в _любой_
форме делает диск контрафактным.

	3) Произведения, исключительные авторские права на которые
заведомо не принадлежат указанным в списке юридическим лицам.
Высоцкий. Авторскими правами распоряжается Марина Влади и, насколько
мне известно, не выдает никаких исключительных лицензий - в
соответствии с неоднократными волеизьявлениями на эту тему самого
Высоцкого. Оболочка диска, насколько я припоминаю, также сделана на
основе freeware программы. Передача фирме прав изготовителями
фонограмм, которых на этом диске будет несколько десятков - также
весьма сомнительна. Анчаров - почти все его песни были написаны и
исполнялись им до 1960 года, то есть подпадают под определение
"прроизведений, никогда не охранявшихся на территории РФ" (впрочем
это, кажется, к предыдущему пункту). Берковский, Вахнюк, Дулов,
Городницкий, Кукин, Лорес, Луферов, Н. Матвеева, Туриянский,
Якушева, Буркин. Их песни и записи всегда свободно распостранялись с
их ведома и согласия, например на ksp.edison.ru лежит архив mp3 c
компактов, содержание которого (в целях защиты от таких вот наездов)
было специально согласовано с авторами. В многочисленных публичных
высказываниях по поводу распространения своих песен в mp3
(доброжелательных или условно-доброжелательных по большей части)
никто из них никогда не упоминал о передаче каких-либо
исключительных прав фирме RMG Records. Оснований подозревать авторов
в двурушничестве у меня нет. В отличие от.

	4) Произведение, распространяемое "с целью, заведомо
противной основам правопорядка или нравственности". Коллекция
рефератов. Как таковая вообще не находится под защитой гражданского
и, как следствие, также и уголовного права.

	Возмножно, конечно, что сама ассоциация просто не в курсе и
не интересуется подробностями правообладания произведений ее
клиентов. Но и в таком случае все это выплыло бы в первом же
добросовестном разбирательстве. Так что увы, есть все основания
полагать, что имеем мы дело здесь не с эффективным использованием
законодательства, а с банальным рассейским телефонным правом.

PS. Я, честно говоря, вообще не верю в существование честных
охотников за пиратами. Это, как говорится, явление скорее
невозможное, нежели редкое. Все они рано или поздно (скорее - рано)
скатываются к бандитизму, вымогательству и мошенничеству.
Профессиональная вредность, так сказать. Порядочность "Русского
Щита" о которой так много говорилось в статье выражается разве что
в том, что он  честен по отношению к своим клиентам. По нынешним
российским меркам это немало. Но в абсолютных единицах - все равно
не смотрится.