[Legal] Новости DMCA в России

Fedor Zuev fedor на earth.crust.irk.ru
Ср Апр 17 17:22:34 MSD 2002

On Fri, 12 Apr 2002, Maksim Otstavnov wrote:

MO>Применительно к _вещи_, я не вижу больших различий.

	К вещи - может быть. Два различных подхода в данном частном
случае приводят к сходным результатам. Это не случайно - это было
так задумано. Но принципиально подходы именно что разные.

	Впрочем, тема тонкая, отвлеченная, и компетентен я в ней не
очень.

MO>Оно бы хорошо так, но из текста статьи этого не следует.

	Почему не следует? Как раз следует.

	Тут впочем тонкость с понятием "использование произведения".
К контексте ЗоАП это словосочетание синонимично исключительным
правам, и прямого отношения к использованию конкретных _экземпляров_
произведения не имеет. Но это весьма неочевидно, и приходится
прилагать усилия, чтобы не спутать.

MO>Компакт сам по себе не функционален.

	Ну так и компьютер без электросети (или аакамуляторов)
нефункционален.

	IMHO, право проката есть Абсолютное Зло, бо никаких
нормальных способов употребления его на настоящий момент в РФ не
существует. А существуют только способы злоупотребления, разной
степени деструктивности.

MO>Права собственности установлены точно так же. Честное слово
MO>:)))

	Ну, я несколько погорячился, сказав что "вытекает", но
_некоторая_ связь здесь все же есть.

	Впрочем, стоп. Мы уже довольно далеко уехали от легального
топика в сторону экономической природы копирайта. Мен это весьма
интересно, но возникают вопросы.

	1) Простят ли нам прочие подписчики такой оффтопик,
потенциально - весьма длительный и обьемный? Заитересованы ли они в
обсуждении вопроса в таком вот аксепте?

	2) Несовпадение парадигм. Есть немалая вероятность, что
разногласия у нас проявятся не по поводу конкретно копирайта, а по
поводу самых оснований экономии. Я исхожу из трудовой теории
стоимости. Еще шаг-другой - и я буду должен на это существенным
образом опереться. Вам, как либералу, по статусу вроде бы полагается
одна из теорий стоимости австрийской школы (или я ошибаюсь?). Будет
ли Вам интересеен разговор при такой дистанции во взглядах?

	Пока что на "экономические" замечания не отвечаю, но и не
стираю их.

MO>Не в этом дело, дело не в том, откуда они взялись, а в том,
MO>как они вводятся в оборот.

MO>Так в этом и суть. "Денежный эквивалент" -- это цена, цену определяет
MO>всегда публичный рынок, и чем более он совершенен, тем точнее механизм
MO>определения цены. В каналах "частных рынков" (private markets)
MO>ценообразование заменено тарификацией.

MO>Это именно случай с "денежными эквивалентами" лицензий на
MO>проприетарное ПО. Не случайно та же МС всеми правдами, а у нас -- и
MO>неправдами пытается не допустить возникновения эффективного вторичного
MO>рынка лицензий.

	"Вторичный рынок лицензий" - невозможен по определению, а не
из-за происков MS.

MO>Поскольку он моментально определит реальную цену, и
MO>монопольная маржа при первичной продаже будет видна невооруженным
MO>глазом. Вопросы возникнут, неудобно...

MO>Кстати -- вторичные рынки -- очень хороший способ ломать монополии.
MO>Даже более сильные (например, на рынке электроэнергии).

MO>Если мы любое отчуждаемое право выбросим на рынок, у него
MO>немедленно появится цена ("денежный эквивалент").

MO>Ну да, как это? Одна лицензия на одну копию дает право
MO>использовать одну копию, две таких лицензии -- две копии и
MO>т.д.

	Использовать копию дает право собственности на копию. Для
всех прочих обьектов, кроме программ это очевидно, для программ это
прописано явно.

	Юзерская лицензия - бывает нужна, когда правообладателю
необходимо предоставить юзеру какие-то _дополнительные_ права, не
предусмотренные законом, но пересекающиеся с "использованием
произведения" как оно в законе определено.

	То есть говорить о вообще лицензиях для вообще программ
смысла нет. "Вообще" лицензии не нужны. А вот в некоторых частных
случаях - нужны и еще как.

"Лицензию" на игрушку я буду читать разве что смеха ради.  А вот
покупая компилятор, прочитаю лицензию на него медленно и вдумчиво,
два раза. Потому что обладание экземпляром компилятора без права
распространять созданные этим компилятором программы вместе с его
RTL - на 9/10 лишено смысла. А распространение RTL - исключительное
право авторов этого самого RTL. Которое должно передаваться в
лицензионном соглашении. Что характерно - купите вы один экземпляр
компилятора или десять - права у вас останутся те же самые.

	Аналогичным образом - GPL. Тоже лицензия. Имеете вы
компакт-диски с одним экземпляром GPL-енной программы или с сотней -
ваши права на это не меняются ни на йоту.

	И так в большинстве случаев, когда лицензии используются по
делу, а не для надувания щек только.

MO>Этак Вы скажете, что и два билета в кино не содержат больше
MO>прав, чем один :)

	На одно и то же место - нет, не содержат.

MO>Или как сейчас -- когда права определенного использования
MO>привязаны к экземпляру в собственности помимо лицензирования.

	Вы путаете право использования экземпляра (часть прав
собственности) и право использования произведения.

MO>Вы меня убедили, что, когда я получаю свою копию в
MO>собственность путем купли-продажи, я ничем, кроме закона, не
MO>связан.

	Зависит от того, _что_ _именно_ представляет собой
программа. В некоторых случаях standalone право запускать не слишком
осмысленно.

> [...]

MO>контракта. Это более или менее честно по отношению к автору.

MO>А стоимость (точнее, цена) со временем может расти, причем не
MO>безразлично к эксплуатации. Если бы Микки-мышь был героем лишь пары
MO>мультфильмов 50-х, никакой существенной цены у прав на него не было
MO>бы. Никто из сегодняшних детей замечательных диснеевских мультиков и
MO>не видел ни грамма :)

MO>В данном случае, скорее песок.

FZ> Не выше, чем на prepaid-lisensed.

MO>А в чем проблемы?

MO>Не имеет отношения к тому, что я говорю.

MO>"Использование" в российском а/п -- термин, включающий в себя

	Оп. Использование _экземпляров_. Не использование обьекта.

MO>Нет, речь идет не о Васе, плевать я на него хотел. Речь идет о том,
MO>что шароварный порядок прагматичнее prepayed. А если его вводить
MO>обязательственными инструментами -- вот здесь и будет "дыра", точнее,
MO>она там уже есть. MS ровно в нее со своим "прокатом" и мылится.

MO>Да. Разрешать использование любым способом -- исключительное право
MO>автора программы (или покупателя его души).

	Право разрешать использование обьекта. Но не использование
его экземпляров.