[Legal] Zuev Doctrine

Fedor Zuev fedor на earth.crust.irk.ru
Вс Апр 21 21:21:04 MSD 2002

On Sat, 20 Apr 2002, Maksim Otstavnov wrote:

	Забыл напрочь, о чем, собственно, говорить-то хотел. Но все
равно, я этого так не оставлю :-)

MO>У Произведений (объектов авторского права) никакой цены на
MO>Рынке нет и не может быть. У Копий (экземпляров) --
MO>разумеется, есть цена.

	Которая, при отсутствии копирайта, на длинных отрезках
времени имеет весьма косвенное отношение к конкретному содержащемуся
на них произведению, а на коротком, хоть и возникает
дифференциальная рента, но величина ее подвержена сильным
флюуктациям и практически не зависит от цены разработки|написания.

Впрочем, такие флюуктации сохраняются и при наличии копирайта.

MO>Совершенно верно. Как билеты в Пятигорский Провал, которыми
MO>торговал тов. Бендер.

	Гм. На мой взгляд, аналогия, все же излишне смелая. Бо
копирайт, все же - не случайный прецендент, а устойчивая система.

MO>Отнюдь, в рикардианско-марксовской парадигме _Стоимость_ у них
MO>есть. Поскольку на них угроблено некоторое количество
MO>"Общественно Необходимого Абстрактного Труда".

	С чего бы это? Общественно-необходимый труд - это не тот
который "угроблен" на производство, а тот, который общество (всякие
посторонние граждане, то есть) готово обменять на отчуждаемый товар.
Доказывается, что в случае "эталонного" простого товарного
производства обе величины статистически стремятся к одному и тому же
значению, которое и называется стоимостью. В данном случае мы
останавливаемся уже на первых шаге: отсутствует обмен, отсутствует
товар (результатом творческой деятельности является не товар, а
изменение мира, принципиально от этого мира не отчуждаемое),
отсутствует статистическое усреднение (каждый результат
- либо уникален, либо бесполезен).

	Затраты на творческую деятельность - затраты, в
экономическом смысле непроизводительные. Не потому что бесполезны, а
потому что ортогональны к обычной экономической деятельности.
Творчество - всегда выступает не частью цикла простого
воспроизводства материальных благ, а как предусловие расширения
этого воспроизводства. Если разобраться - даже в таком сугубо
прикладном деле как софтописание.

MO>Что для меня лишняя причина посмеяться над предрассудками
MO>классической политэкономии и над понятием Стоимости как
MO>таковым. (Еще и над Абстрактным Трудом и над Общественно
MO>Необходимым Трудом, что, впрочем, к делу не относится).

	Згя, згя. Мир не замыкается стенами Нью-Йоркской биржи. За
пределами чисто-капиталистических отношений стоимость вполне себе
встречается в натуральном виде. Да и в прочих случаях ее бывает
полезно держать в уме.

MO>С моей точки зрения, Стоимости место рядом с Флогистоном и
MO>Теплородом -- в истории науки. Разумеется, многие рассуждения,
MO>включающие это понятие, остаются вполне рабочими инструментами
MO>(так же, как тепловые машины до сих пор можно считать по
MO>формулам Карно, которые автор интерпретировал как законы
MO>движения теплорода).

	Неа. Если уж проводить аналогии с физикой, то стоимость надо
сравнивать с законами сохранения. Импульс, например - тоже величина,
во многих случаях весьма неочевидная. Но это не значит, что законы
сохранения устарели.