[Legal] Anti-Copyright-FAQ

Igor Motsnyi legal на elcomsoft.com
Вт Дек 3 12:47:15 MSK 2002

----- Original Message -----
From: "Alexander Boroukhin" <infolaw на ezmail.ru>
To: "Fedor Zuev" <legal на lrn.ru>
Sent: Monday, December 02, 2002 9:58 PM
Subject: Re: [Legal] Anti-Copyright-FAQ

> Здравствуйте, Fedor.

> Чтобы можно было смело приступить к п. "б", хочу высказать несколько
> замечаний, относящихся к п. "а". Сразу предупреждаю, что не готов пока
> критиковать/поддерживать Вашу позицию по существу. Пока просто хочу
> исправить явные для каждого юриста ошибки, не носящие принципиального
> характера, но режущие глаз:

1) По вопросу 1
Стоит оговориться, что круг объектов авторского права зависит от конретного
государства. Например, как уже отмечалось, в России авторское право не
распространяется на официальные документы (законы и т.п.), в то время как в
Соединенном Королевстве государство держит copyright на законы и иные
официальные акты (см. Chapter 10 Sec. 163 Copyright, Designs and Patents Act
1988). Хотя такое отношение к авторскому можно считать исключением из
правил, тем не менее Бернская Конвенция допускает охрану официальных актов
авторским правом. См. Статью 2(4) "It shall be a matter for legislation in
the countries of the Union to determine the protection to be granted to
official texts of a legislative, administrative and legal nature, and to
official translations of such texts"

2) По вопросу 2.
FZ - "Таким образом, все произведения советских авторов, умерших до 1968
года сейчас находятся в общественном достоянии".

Это неверно, т.к. закон об АП и СП признает ретроохрану (вернее не закон, а
Постановление ВС РФ от 9 июля 1993 г. N 5352-1
"О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об авторском
праве и смежных правах"-
"Сроки охраны прав, предусмотренные статьями 27 и 43 указанного Закона
применяются во всех случаях, когда 50-летний срок действия авторского права
или смежных прав не истек к 1 января 1993 года".

Поэтому, если автор умер, например, в 1965г. охрана продолжает действовать
до 2015г., если конечно срок опять не продлят, как это предлагается в
недавно принятом ГД законопроекте.

3) По вопросу 6.
> публично-правового значения (разрешение на занятие определенным видом
> деятельности), он имеет вполне устоявшееся частноправовое (договор о
> передаче неисключительных прав на результаты интеллектуальной
> деятельности). То, что в ЗоАП он употребляется только применительно к
> коллективному управлению правами, еще не повод называть его "жаргонным
> выражением" и "просторечием". В том же Патентном законе, например,
> термин "лицензия" употребляется именно в частноправовом смысле, как
> вид гражданско-правового договора.
Действительно не стоит придираться к лицензии. Мне более странным кажется
термин Авторский Договор, в соответствии с законом это единственный способ
использовать произведение- Ст. 30(1)  "Имущественные права, указанные в
статье 16 настоящего Закона, могут передаваться только по авторскому
договору, за исключением случаев, предусмотренных статьями 18 - 26
настоящего Закона"  Зачастую договоры на использование произведения
заключаются не авторами, а правообладателями, а по закону получается, что
любые договоры о передаче имущественных прав - авторские, что совершенно не
отражает характера правоотношений.

4) По вопросу 6
Что такое лицензия на программный продукт?
FZ - "Авторский договор об использовании программы - обычный договор, к
которому применяются все требования, условия и ограничения, предусмотренные
Гражданским кодексом, другими законами и нормативными актами. Те или иные
условия и требования, содержащиеся в авторском договоре, сами по себе, не
являются требованиями авторского права".

Я бы не стал однозначно относить т.н. лицензионные соглашения к категории
авторских договоров. Стоит помнить, что в том же ГК перечислены не все виды
договоров. Допускается заключение и иных договоров, кроме тех, которые
непосредственно закреплены ГК и др. законами. Ст. 421(2)  ГК "Стороны могут
заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или
иными правовыми актами". А также 421 (3) "Стороны могут заключить договор, в
котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или
иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по
смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о
договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не
вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора".
Однако бесспорно то, что такой договор является договором присоединения и
должен соответствовать правилам ст. 428. В отношении т.н. shrink-wrap
licenses вполне применима следующая норма: "Присоединившаяся к договору
сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор
присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает
эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает
или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств
либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны
условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла
бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий
договора".

То, что такие договоры в 90% случаях серьезно ограничивают права
пользователей- бесспорно. Тем не менее, з-н об АП и СП и З-н о правовой
охране программ для ЭВМ и баз данных содержит случаи свободного
использования программ для ЭВМ (Ст. 25 З-на Об АП иСП), опираясь на них
можно утверждать, что любые ограничения, противоречащие им -
недействительны. Опять же это возможно при условии, что договор является
авторским и к нему применяется законодательство об авторском праве.

Согласен.

С уважением,
Игорь Моцный