[Legal] information and software products

Alexander Boroukhin infolaw на ezmail.ru
Чт Дек 5 00:20:50 MSK 2002

Здравствуйте, Fedor.

4 декабря 2002 г. в 22:33:13 Вы писали в legal:

> [...]
FZ> копировать запрещает _не_ автор. Копировать запрещает сам закон. Но
FZ> зато автору|правообладателю - дана власть это запрещение частично
FZ> или полностью отменять. Неявно - просто игнорируя нарушения запрета.
FZ> Или явно - заключая авторский договор, давая письменное разрешение
FZ> на изготовление, скажем, определенного тиража.  Безвозмездно, или за
FZ> деньги. Авторское право, запрет на копирование _не созданется_
FZ> договором, оно создается законом. Но, заключив договор с
FZ> правообладателем, вы можете _избавиться_ от части ограничений,
FZ> накладываемых копирайтом. На тех условиях, о которых с
Вот это, ИМХО, очень правильно и по существу. За исключением формулировки
"Неявно - просто игнорируя нарушения запрета". Игнорирование
правообладателем нарушения само по себе не легализует такое нарушение.
Сегодня игнорирует, а завтра передумает (или правообладатель сменится)
и будет иметь право на возмещение ущерба, который был причинен ранее
игнорировавшимся нарушением. И, опять же, вопросы уголовной
ответственности (см. другое мое письмо).

FZ> Насколько мне
FZ> известно - это единственная норма, позволяющая устанавливать запреты
FZ> на распространение информации _по_ _договору_ (а не в силу,
FZ> непосредственно, закона, как авторское право).
Есть дискуссии по поводу терминологии (всегда ли "охраняемая
коммерческая информация", "ноу-хау", "секреты производства" и т.п. -
это коммерческая тайна в смысле ст. 139 ГК), но по существу так оно и
есть.

FZ>         Предметом охраны авторского права являются произведения -
FZ> результаты творческой деятельности. Критерий охраны - творческий
FZ> характер деятельности по созданию произведения.

FZ>         Некоторые из этих произведений имеют характер информации -
FZ> могут быть исчерпывающим образом представлены в виде описания,
FZ> информационного сообщения о самих себе.
[...]
Вот отсюда непонятно, т.к. не определен основной термин. Что такое,
по-Вашему, информация? Это что, "последовательность битов" или
"словесное описание" или что-то еще? Скажем, изображение - это
информация?

Моя позиция заключается в том, что любой результат интеллектуальной
деятельности, в т.ч. любое произведение - информация. Однако это не
догма, а просто соглашение о терминологии, которое мне кажется
удобным. Из Ваших слов у меня сложилось впечатление, что Вы в разных
местах понимаете "информацию" по-разному. Чтобы подтвердить или
опровергнуть это впечатление, хотелось бы узнать, как Вы все-таки ее
предлагаете определять.

FZ> Это кстати, кажется
FZ> Александр Бороухин недоумевал, почему в ЗоАП упоминаются и оригинал
FZ> произведения, и его экземпляры.
Помнится, я высказывал такую мысль в fido7.su.civil-law. Правда, не
то, чтобы недоумевал, а просто констатировал наличие такого досадного
дефекта юридической техники в ЗоАП. Ваши теперешние рассуждения
ясности для меня в этот вопрос пока что не вносят.

FZ>         Ни в одном известном мне законе нет такого понятия -
FZ> "исходные коды". Причем не только российском.
Зато есть понятие "исходный текст" в ч. 3 ст. 3 ЗоПЭВМ.

--
С уважением,
Александр Бороухин