[Legal] Re: [JT] open source в высшей школе

Valek Filippov frob на df.ru
Пн Мар 25 19:06:36 MSK 2002

Привет!

> И вы и А.Смирнов и Е.Тяпкина не правильно поняли. Вопрос не про
> _дополнительную_ коммерческую деятельность. Государственный ВУЗ,
> РГГУ к примеру, в рамках своей _основной_ деятельности, (т.е.
> предоставлять студентам образование), в лице одного из лекторов
> или коллектива их, пишет и читает студентам потом курс лекций.
> Курс электронный, студент получает доступ через сеть.
Я бы предложил начать с определения того, что такое "предоставлять образование".
Т.е. какие именно "блага" получает студент(ка) бесплатно, а какие (если это предусмотрено)
-- за деньги.

> А) Может ли студент быть понуждаем к установке у себя
> дополнительного коммерческого софта (виндоуз, например)?
> Здесь ясно, что ответ - нет, вопреки мнению уважаемых А.Смирнова
> и Е.Тяпкиной. Иначе нужно объявить, что поступайте к нам,
> пожалуйста, но купите себе виндоуз.
Может ли студент быть понуждаем иметь компьютер?
"Здесь ясно, что ответ - нет". Иначе нужно объявить: "Поступайте к нам,
пожалуйста, но купите себе компьютер (ЯМР-спектрометр, синхрофазотрон, абонементы
во все концертные залы, чёрта лысого или чего-нибудь ещё)."
Т.о. должны быть озвучены требования к поступающим помимо "полное среднее образование",
"успешная сдача вступительных экзаменов", "справка 086/У", "отсутствие другого высшего образования",
"возраст до ..." и пр.
Например так:
"Ученикам первого года требуется:
<skip>
ДРУГОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Волшебная палочка и котел (оловянный, стандартный размер номер два)
Набор стеклянных или хрустальных пробирок
Телескоп
Медные весы"
=)

У меня в институте от студентов требовалось наличие лабораторного халата.
Подозреваю, что у всех -- наличие формы для занятий физкультурой.
В последнее (для меня) время преподаватели кафедр работающих со старшекурсниками возмущались,
если титульный лист у сдаваемой работы был выполнен от руки, а не распечатан на принтере.
При этом откуда возьмётся принтер (тонер), компьютер (дискета) и умение всем этим вместе пользоваться,
никого не интересовало.
Справедливости ради надо отметить, что моей одногрупнице снизили оценку за чертежи выведенные на плоттер.
(Если бы это был предмет предполагающей обучение тому как чертить руками, то всё было бы понятно.
В данном же случае задача состояла в разработке схемы некоего технологического процесса.)

> Б) Может ли ВУЗ закрыть информацию коммерческой лицензией?
>
> Здесь также, по-моему, ответ - нет. Вот здесь мне хотелось бы
> разобраться точнее.
>
> Пусть ВУЗ снимает лектора на видео. Он предоставляет запись
> студенту А и студентке Б, но запрещает передачу записи от А к Б
> напрямую, что-ли? Этого не может быть.
Он запрещает передачу от "А" или "Б" к "И" неявляющемуся студентом института.

> Пусть ВУЗ продает запись впоследствии людям, не являющимся
> студентами. НО: это может сделать издательство при ВУЗе, но сам
> ВУЗ как таковой - так же нет. Издательство должно, это ясно и
> очевидно и повсеместная практика, заключить договоры с АВТОРАМИ,
> а не с ВУЗОМ.
Поподробнее: почему ВУЗ не может продать что-либо не студентам?

> Значит, гос. ВУЗ с бесплатным образованием не может использовать
> коммерческий софт (А) и коммерческие лицензии и форматы (Б).
В любом ВУЗе есть библиотека, которая выдаёт студентам учебники и всяческую
прочую литературу необходимую для успешного прохождения обучения.
В МГЮА при ремонте (?) библиотеки был временно ("по техническим причинам") ограничен доступ
к библиотечным услугам для младшекурсников. Они подали в суд и выиграли.
Кстати, доступ в читальные залы ВУЗов тоже только "для своих".
А на военных и на специальных в некоторых ВУЗах кафедрах литература может иметь какие-нибудь грифы
(ДСП и всё такое). С ограничением доступа по "клановому" признаку. Её правда не продают (по крайней мере официально =).

Валек