[Legal] Re: [Legal] Re: [Legal] Re[2]: [Legal] Новости: DMCA в России

Сб Мар 30 22:24:49 MSK 2002

Hello Fedor,

Saturday, March 30, 2002, 7:38:02 PM, you wrote:

FZ>         Это...Вы, случайно, Дозорцева с Гавриловым не путаете?

Нет, у Гаврилова другие основания.

Дозорцев просто всегда аргументирует, что исключительные права не есть
права собственности и вычеркивает "интеллектуальная собственность",
откуда успевает. Если не дают, пишет "исключительные права
(интеллектуальная собственность)" :)))

FZ>         В области конкретно программ - может и несущественно. Здесь
FZ> все равно почти все произведения создаются по трудовому договору. За
FZ> этими пределами - во многих случаях существенно. Как бы изощренно ни
FZ> был составлен авторский договор, к примеру права на способы
FZ> использования, неизвестные к моменту договора (новые технические
FZ> средства) возникают всегда у автора.

Понял.

FZ> Да и на практике права во многих случаях передаются только частью.
FZ> И необходимость явного перечисления всех передаваемых способов
FZ> использования она, как бы это сказать, заставляет задуматься.

Да.

FZ> Да, кстати - проект не только устанавливает теоретическую
FZ> возможность таких сделок - но и делает их сделками "по умолчанию",
FZ> то есть стандартная фраза из договора "передача исключительных
FZ> прав", которая сейчас означает передачу части прав на ограниченный
FZ> срок (5 лет, если не оговорено иное) и на ограниченную область
FZ> применения, теперь означает полную передачу всех исключительных
FZ> прав.

Да.

FZ> А то что сейчас называется "передачей исключительных прав", в
FZ> проекте называется "лицензированием" и обставлено кучей
FZ> формальностей.

Да. Но сейчас вообще не понятно, можно ли "продать" правомочие (или их
пучок).

FZ>         Я, конечно, не специалист по финансовым махинациям, но, по
FZ> моему, такие обьекты, возникающие из воздуха и имеющие в любой
FZ> момент любую наперед заданную стоимость - клад для желающих отмыть
FZ> нелегальные доходы.

FZ>         Кроме того, поскольку ни возникновение обьекта авторского
FZ> права, ни сделки с ним нигде и никем не регистрируются, следует
FZ> ожидать появление тучи фальшивых "правообладателей", заключивших
FZ> договор о передаче (не принадлежащих им) исключительных прав с
FZ> собой самими, и затем использующие полученную бумажку для вытрясания
FZ> денег.

Немножко не так. Чтобы влить нечто немонетарное в уставную
собственность, нужно протащить его через оценщика. Другое дело, что
не понятно, какие методики _вообще_ у оценщика могут быть в отношении
исключительных прав -- фундаментальная неопределенность их ценности
слишком ИМХО велика.

> [...]

FZ> проекта - в том чтобы выкинуть в /dev/null всю сложившуюся
FZ> российскую (и как бы чуть ли не мировую) законодательную практику и
FZ> начать с чистого листа. Основываясь на двух дурных (и некотором
FZ> количестве менее дурных) идеях:

FZ>         1) Подгрести под единое понятие с полдюжины различных
FZ> юридических образований, с различной историей, различными правовыми
FZ> основаниями, различными областями и формами проявления, обладающих
FZ> единственной общей чертой. Чисто бухгалтерской чертой - в приходно -
FZ> расходных книгах все они отмечаются как нематериальные активы.

Да.

> [...]
FZ> авторском праве уже представляет собой слабосвязный конгломерат
FZ> многих различных юридических форм (программы отдельно,
FZ> аудио-видео отдельно, литературные произведения отдельно, СМИ
FZ> отдельно итд.). Упихивать, естественно, пришлось при помощи лома и
FZ> такой-то матери. Естественно, унификация в каждом конкретном случае
FZ> различия, производилась не в пользу потребителя а вовсе даже
FZ> наоборот.

FZ>         2) Понятие к которому все сводится - "исключительное право"
FZ> - искуственно конституируется как квази-товар.

Но это и есть идея "исключительных прав" и идеологии "интеллектуальной
собственности" -- ввести фиктивный рынок.

Крайне забавный момент -- то, что в англосаксонских системах под это
подводится хоть какая-то мотивировка...

> [...]
FZ> формулирует но, в общем, занимается фактической регламентацией
FZ> фактических, реально производимых действий над материальными
FZ> обьектами. Идеальное понятие - "обьект авторского права" -
FZ> формулируется в существующем законе, но в каждый конкретный момент
FZ> оно не отрывается от конкретных действий, производимых над
FZ> отображениями этого понятия на реальный мир - экземплярами,
FZ> исполнениями, публикациями, записями итд. Исключительное право
FZ> формулируется "материалистически" как монопольное ("исключительное")
FZ> право на совершение определенного фиксированного набора действий.

Да, это интересная линия аргументации.

> [...]
FZ> расстояние короткого поводка - на что есть веские причины.

FZ>         Проект же вместо этого конструирует фиктивный юридический
FZ> обьект - "исключительное право", абстрагированный ото всякого
FZ> конкретного материального воплощения, и существующий исключительно
FZ> на идеальном ("информационном") плане бытия, затем искусственно
FZ> приписывает ему форму товара и абсолютную оборотоспособность, и лишь
FZ> в последнюю очередь, кое-как - привязывает отдельные (немногие)
FZ> части получившейся конструкции к грешной земле. Либертарианство на
FZ> марше: "если реальность не вписывается в метафору купли-продажи

Вы не правы, либертарианцы понимают, чем отличается обязательственное
(в частности) право от вещного.

> [...]

FZ> правообладателем (бездоговорное использование) либо _иным_ _образом_
FZ> _нарушившему_ его_ _исключительное_ _право_, и причинившему ущерб
FZ> правообладателю;
FZ> -------------

FZ>         Комментарии:
FZ>         1) Итак, в соответствии с проектом, можно требовать
FZ> пресечения не только действий, непосредственно нарушающих
FZ> исключительное право, но и всех, которые "создают угрозу" нарушения.
FZ> По существу, это то же самое DMCA, только более грамотно (и более
FZ> обще) сформулированное, правда, без уголовной ответственности.

Да.

FZ>         2) Появляется какое-то "нарушение исключительного право иным
FZ> образом", чем использование без разрешение правообладателя.

Да. Это просто глюк.

> [...]

FZ>         В проекте:

FZ> ---------
FZ>  С т а т ь я 30. Произведения, перешедшие в общественное достояние

FZ> 1. По истечении срока действия исключительного права произведение,
FZ> как опубликованное, так и неопубликованное, переходит в общественное
FZ> достояние.
FZ> ---------

FZ>         Разница, казалось бы, небольшая. И в 2050 году она будет
FZ> совершенно несущественной.

FZ> Но сейчас она отнимает у общественного достояния около 40 лет для
FZ> отечественных произведений ((1993-25)-(2002-70)) и около 60 - для

...Хотя изначальная дискриминация была несправедливой.

Кстати, интересно, как в этой связи авторы собираются проводить
реституцию -- жечь тиражи выпущенных не охранявшихся ранее книг? :)))