[Legal] Re: Re: Re: [devel] Daedalus pkglists

Alexey Epifanov alex_personal на ilca.ru
Пт Фев 7 15:19:03 MSK 2003

Приветствую Вас Anton V. Boyarshinov, а также всех участников Legal на altlinux.ru!

7  февраля 2003 г. в 10:37:04 GMT +0300 (что у меня соответствует 10:37)
Anton V. Boyarshinov написал свои соображения по поводу "[Legal] Re: Re:
[devel] Daedalus pkglists":

AVB> К сожалению, Александр, поместил сюда не всё письмо, на которое
AVB> отвечал, поэтому контекст потерялся.

Это бывает :)

AVB> Так-то оно так, но речь шла не о описании вообще, а об описаниях
AVB> rpm пакетов. Дистрибутив имеет русскую документацию. А пакеты по
AVB> закону не обязаны её иметь, так как не продаются как отдельный
AVB> товар. Никто же не обязывает снабжать русским описанием каждый
AVB> винтик и каждую микросхему в телевизоре.

Тут  все  будет зависеть от основного описания - какие функции программы
предусмотрены автором и насколько они с этими пакетами связаны. Например
продавать какую-нибудь среду разработки это одно, а операционная система
со  своей  описанной  в документации функциональностью это, естественно,
другое.  Кроме  того,  описание  может  ссылаться  и  на  некоторые иные
документы,  например,  в  случае  со  средой  разработки  ИМХО описывать
синтаксис  языка  программирования будет несколько избыточно, достаточно
просто на это сослаться.

AVB> С другой стороны -- никогда не видел, что бы, например, горные
AVB> лыжи (товар, неправильное использование которого может иметь
AVB> весьма неприятные последствия) снабжались какой-нибудь
AVB> инструкцией. Или пример ещё лучше: музыкальный CD.

Тут  ведь  все  от нас, потребителей зависит, если, скажем, у нас начнут
массово  продавать  вешающие компьютер CD без соответствующего описания,
общества  по  защите  прав  потребителей,  либо потребители лично смогут
обжаловать  в суде такие действия, вплоть до изъятия дисков из продажи и
запрета  продажи  в  дальнейшем  в соответствии со ст. 1065 Гражданского
кодекса  Российской  Федерации.  Однако, это заявительный порядок - пока
кто-то не заявит, все как бы нормально.

AVB> Тут вопрос скорее в полноте описания. Полное описание программы
AVB> -- её исходные тексты: не больше и не меньше. Но они не могут
AVB> быть написаны на русском языке ;)))))

Рискну это прокомментировать следующим образом:

Исходный текст - не более, чем "пища" для компилятора. Описание в данном
случае  это  исчерпывающий  текст  на  естественном  языке,  из которого
следует, что делает эта программа и каковы условия ее работы.

А  вообще,  требуются  не  собственно  описания,  как  некий  формальный
документ  с  реквизитами,  а  в  соответствии  с  Законом "О защите прав
потребителей" полная информация:

         Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)

     1. Изготовитель  (исполнитель,  продавец)  обязан  своевременно
предоставлять  потребителю необходимую  и  достоверную информацию  о
товарах   (работах,   услугах),   обеспечивающую   возможность    их
правильного  выбора.  По  отдельным  видам  товаров  (работ,  услуг)
перечень   и   способы    доведения   информации   до    потребителя
устанавливаются Правительством Российской Федерации.

     2. Информация  о  товарах  (работах,  услугах)  в  обязательном
порядке должна содержать:

     обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны
соответствовать товары (работы, услуги);

     сведения об основных потребительских свойствах товаров  (работ,
услуг), а в отношении продуктов питания - сведения о составе (в  том
числе  перечень  использованных  в  процессе  их  изготовления  иных
продуктов  питания  и  пищевых  добавок), о  весе  и  об  объеме,  о
калорийности  продуктов питания,  о  содержании  в них  вредных  для
здоровья   веществ   в  сравнении   с   обязательными   требованиями
стандартов, а  также противопоказания для  применения при  отдельных
видах заболеваний.  Перечень  товаров (работ,  услуг), информация  о
которых  должна  содержать   противопоказания  для  применения   при
отдельных видах заболеваний, утверждается Правительством  Российской
Федерации;

     цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);

     гарантийный срок, если он установлен в соответствии с настоящим
Законом;

     правила и  условия  эффективного  и  безопасного  использования
товаров (работ, услуг);

     срок службы или срок годности товаров (работ), установленный  в
соответствии с  настоящим Законом,  а также  сведения о  необходимых
действиях  потребителя по  истечении  указанных сроков  и  возможных
последствиях при невыполнении  таких действий, если товары  (работы)
по  истечении указанных  сроков  представляют опасность  для  жизни,
здоровья и  имущества  потребителя или  становятся непригодными  для
использования по назначению;

     место нахождения (юридический адрес) изготовителя (исполнителя,
продавца) и    место    нахождения    организации     (организаций),
уполномоченной изготовителем  (продавцом) на  принятие претензий  от
потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара
(работы);

     информацию о сертификации  товаров  (работ, услуг),  подлежащих
обязательной сертификации;

     информацию о  правилах   продажи  товаров  (выполнения   работ,
оказания услуг).

     Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или  в
нем  устранялся  недостаток (недостатки),  потребителю  должна  быть
предоставлена информация об этом.

     3. Информация,  предусмотренная  пунктом  2  настоящей  статьи,
доводится  до  сведения  потребителей  в  технической  документации,
прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках,  маркировкой
или иным  способом,  принятым для  отдельных  видов товаров  (работ,
услуг).   Информация   о   сертификации   товаров   (работ,   услуг)
представляется  в виде  маркировки  в установленном  порядке  знаком
соответствия  и  указанием  в технической  документации  сведений  о
проведении  сертификации (номере  сертификата,  сроке его  действия,
органе, его выдавшем).

     Продукты питания, упакованные  или расфасованные на  территории
Российской Федерации, должны  быть снабжены  информацией о месте  их
изготовления.

конец цитаты

Ну и, соответственно, санкции за неисполнение данной статьи:

  Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца)
            за ненадлежащую информацию о товаре (работе,
          услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце)

     1. Если предоставление ненадлежащей, то есть недостоверной  или
недостаточно полной, информации о  товаре (работе, услуге), а  также
об изготовителе (исполнителе, продавце) повлекло:

     приобретение товара    (работы,   услуги),    не    обладающего
необходимыми потребителю свойствами, потребитель вправе  расторгнуть
договор  и   потребовать  полного  возмещения   убытков.  При   этом
потребитель   обязан    возвратить   товар   (выполненную    работу)
изготовителю (исполнителю, продавцу);

     невозможность использования   приобретенного  товара   (работы,
услуги) по назначению, потребитель вправе потребовать предоставления
ему в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в
оговоренный  срок   не  будет   предоставлена,  потребитель   вправе
расторгнуть договор  и потребовать полного  возмещения убытков.  При
этом  потребитель  обязан  возвратить  товар  (выполненную   работу)
изготовителю (исполнителю, продавцу);

     возникновение недостатков товара  (работы)  после передачи  его
потребителю,   он   вправе   предъявить   продавцу    (изготовителю)
требования, предусмотренные  пунктами  1 -  4  статьи 18  настоящего
Закона,  или  предъявить  исполнителю  требования,   предусмотренные
пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона;

     причинение вреда жизни,  здоровью и  имуществу потребителя,  он
вправе требовать от изготовителя (исполнителя, продавца)  возмещения
вреда в  порядке, предусмотренном  статьей 14  настоящего Закона,  а
также потребовать полного возмещения убытков, причиненных  природным
объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.

     2. При  рассмотрении   требований   потребителя  о   возмещении
убытков,   причиненных   недостоверной   или   недостаточно   полной
информацией  о  товаре  (работе,  услуге),  необходимо  исходить  из
предположения об  отсутствии  у потребителя  специальных познаний  о
свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

конец цитаты

Вот,  собственно,  в  основном  и  все,  что  закреплено  законодательно
относительно этих пресловутых описаний.

--
С уважением
Алексей Епифанов