[Legal] Anti-Copyright-FAQ
Alexander Boroukhin
infolaw на ezmail.ru
Пн Янв 13 22:24:04 MSK 2003
Здравствуйте, Fedor.
13 января 2003 г. в 16:53:37 Вы писали в legal:
FZ> Да, есть такая точка зрения, что "неизвестные права"
FZ> означают только обозначенные в ст. 16 ЗоАП _классы_ правомочий (см.
FZ> например, Калятина или Сергеева). И действительно, такая точка
FZ> зрения приводит к странным результатам. Гораздо логичнее IMHO,
FZ> считать (аналогично считает, кажется, Гаврилов), что здесь (и вообще
FZ> в ст.ст.30-34) при упоминании "способа использования произведения"
FZ> речь идет о _фактическом_ способе его использования. То есть, к
FZ> примеру, не "воспроизведение произведения в любой материальной
FZ> форме", а "издание книгой в твердой обложке, тиражом до 10000 экз.".
FZ> Независимо от того, как второе выражается в первом - то же право на
FZ> издание книги является комбинацией права на воспроизведение и права
FZ> на распространение. Соответственно, право, например, на
FZ> тиражирование в какой-то принципиально новой, неизвестной на момент
FZ> подписания договора форме не может быть передано этим договором,
FZ> даже несмотря на то, что расплывчатая формулировка договора вполне
FZ> описывает эту новую форму, и независимо от того, что всем видам
FZ> воспроизведения в ЗоАП посвящена одна и та же строчка.
Вот что пишет Гаврилов:
"Под правами, неизвестными на момент заключения договора, имеются в
виду новые способы и формы использования произведений, которые могут
появиться после заключения договора.
Например, если в договоре, который был заключен до появления
видеопроката, указано, что произведение (кинофильм) передается в
прокат, то предметом договора видеопрокат не является.
Поэтому иногда применяемая в договорах оговорка, что "автор передает
все права на использование произведения любыми способами и в любых
формах, включая сюда также те способы и формы, которые могут появиться
в будущем", не соответствует норме ч. 2 п. 2."
Вообще, интересная позиция. В такой трактовке мы получаем еще бОльшие
ограничения объема передаваемых прав, а в случае активного заключения
договоров об их передаче - абсолютную неразбериху в определении
обладателя прав на конкретный способ использования. ИМХО,
неконструктивно, хотя, вероятно, так оно и есть (см. ниже).
FZ> С этим согласуется также некоторая имеющаяся зарубежная
FZ> практика, как не странно, американская. В 1997-98 году была масса
FZ> судебных исков на одну и ту же тему - права, переданные до
FZ> массовой доступности интернета, не могут включать и не включают в
FZ> себя прав на помещение материалов в Интернет.
Ладно американская, там вообще весь механизм конструируется
по-другому. Но аналогичная практика есть и в близкой к нам Германии:
"The Regional Court of Berlin ruled that the use of a photography
on the Internet compared to the use in print media is considered
a new type of use within the scope of Sec. 31 of the German
Copyright Act. This means that the author may in general ask for
an additional remuneration if the contract granted only - either
explicitly or implicitly - rights for using the photo in
printed form. The author does not unduly exercise its rights if
he claims an additional fee for Internet use. (LG Berlin,
decision of 14/10/1999)".
Аналогичное место в немецком законе об авторском праве звучит так (в
английском переводе):
"(4) The grant of an exploitation right for as yet unknown types
of use and any obligations in that respect shall have no legal
effect.
(5) If the types of use to which the exploitation right extends
have not been specifically designated when the right was granted,
the scope of the exploitation right shall be determined in
accordance with the purpose envisaged in making the grant".
Более того, что-то похожее просматривается и в нашей практике (не
относительно неизвестных способов использования, а про трактовку
способов использования вообще). См., например, дело ╧ А56-22664/2000 в
Арбитражном суде г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Решение
1-й инстанции от 01.03.2001 г., Постановление апелляционной инстанции
от 07.05.2001 г.) Там было достаточно четко проведено различие
использования музыкального произведения в форме караоке в ROM и
караоке на компакт-дисках как различных способов использования.
--
С уважением,
Александр Бороухин.
Подробная информация о списке рассылки Legal