[Legal] Re: [Legal] Re: [Legal] Re: [Legal] Re: [Legal] Re: [Legal] проект Уведомления

Вт Янв 21 19:32:07 MSK 2003

Hello Alexander,

AB> Здравствуйте, Maksim.

AB> Да.

AB> Да. В предыдущих письмах я дал достаточно бессистемную подборку
AB> случаев ответственности. Реклама, действительно, совсем другой случай
AB> и к договорной ответственности по авторскому договору может иметь
AB> только косвенное отношение.

Я более жесткую вещь сказал: я полагаю, что ответственность по
авторскому договору может быть связана только я его предметом, т.е. с
передачей прав.

Другое дело, что в договор можно напихать эклектически статей, которые
позволят его затем квалифицировать не только как авторский, но именно
с возражения против таких конструкций я и начал этот тред.

Например, у нас часто книжные издательства заключают с авторами и
переводчиками такие договоры, которые потом весьма затруднительно
определить как авторские договоры или договоры подряда. Понятно, что
ответственность по этим двум типам договоров весьма различна (хотя
никто не мешает соединять их положения в одном документе) и, как мне
кажется, 90% авторов и половина издателей очень плохо представляют
себе последствия при последовательно оппортунистическом поведении
контрагента. Не говоря уже о совершенно фантастических формах
"авторских" договоров в связи с редакторской работой :)

AB> Ну мало ли кто что где напишет? Здесь, собственно, не оспариваются
AB> Ваши права,

А что такое "оспариваются"?

> [...]

AB> Вот, еще один вариант иска (помимо признания условий EULA ничтожными),
AB> который, как минимум, должен быть принят к рассмотрению (не факт, что
AB> удовлетворен).

AB> [...]
AB> Право собственности ни коим образом не отрицается. Просто
AB> правообладатель считает, что Ваши правомочия собственника ограничены
AB> обязательствами, принятыми Вами в соответствии с EULA (каковые
AB> ничтожны - см. выше). А право собственности (как титул, независимо от
AB> входящих в него правомочий) он с готовностью за Вами признает.

Видимо, Вы не читали MS Windows (ME, 2000 или XP HE) EULA. Там
отрицается как титул собственности, так и целая куча отдельных
правомочий, в том числе, специально защищаемых законом.

Например, MS Windows ME EULA:

AB> 4. АВТОРСКОЕ ПРАВО. Все права собственности и авторские права на
AB> программу (включая, но не ограничиваясь только ими, любые входящие
AB> в нее графические изображения, фотографии, анимации, видеозаписи,
AB> звукозаписи, музыку, текст и дополнительные программы -
AB> "applets"), содержание сопровождающих ее печатных материалов и
                                                                 ^^
AB> любые копии программы принадлежат корпорации Майкрософт и ее
    ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
AB> поставщикам.

Это вытащено с диска, приобретенного в розницу (есть чек), т.е. как
минимум одна копия принадлежит обладателю на правах собственности на
основании известных положений ГК. Отрицается именно титул.

Далее, по тексту можно найти целую кучу положений, отрицающих
частные, но специально защищаемые законодательством об авторском
праве, правомочия владельца программы.

AB> На днях моему приятелю отказали в принятии иска о признании
AB> добросовестным приобретателем как раз по изложенным мной мотивам.

А в чем аналогия? Кто-то отрицал правомерность приобретения или
правомерность владения?

AB> А аналогией для такого иска в нашем случае было бы всего лишь
AB> признание правомерным владельцем экземпляра программы (безотносительно
AB> к вытекающим из этого правомочиям).

А почему, собственно, безотносительно? Списком. Отрицаются же списком.

AB> Тем более пессимистично я смотрю на судьбу иска о признании отдельных
AB> правомочий, вытекающих из правомерного владения экземпляром (которое
AB> само по себе не оспаривается - см. выше).

В данном случае, отрицается.

AB> Согласен, интересно. Думаю, дальнейшие рассуждения по этому поводу
AB> лишены смысла в отсутствие реальной практики. Предполагаю также, что
AB> на самом деле суд не будет даже вслед за мной вникать в столь тонкие
AB> материи и откажет по какому-нибудь совершенно абсурдному поводу (вслед
AB> за чем откроется широкое поле для обжалования, а там видно будет). Так
AB> что, отношусь скептически, но не вижу причин не попробовать (так и не
AB> понял, что Вас остановило?)

Меня остановил, если честно, некий диссонанс между желанием публики
обсуждать и комментировать тему и желанием поучаствовать в
финансировании сего юридического предприятия. Я предлагал целевой
некоммерческий консорциум, но молчание было практически гробовым
(поучаствовать вызвались лишь я и Толик Левенчук).

AB> Вот тут уже возникает оспаривание права. Но, ИМХО, более реальной формой
AB> защиты в случае с EULA будет признание ничтожными ее положений,
AB> претендующих на ограничение Ваших прав.

Скорее, не ее положений, а ее самой. Мне не нужно входить в
"лицензионные" отношения с издателем/автором/правообладателем
программы, если я не собираюсь выходить за пределы свободного
использования при пользовании экземпляром, находящимся в моей
собственности. А также для распоряжения им (кроме (коммерческого)
проката).

AB> Программа, вообще-то, предназначена, чтобы ее запускать. Так что
AB> особого побуждения тут не надо.

Ну и что? Марш предназначен, чтобы под него шагали солдаты. Есть ли
это повод для предъявления претензии композитору за ущерб, нанесенный
войсками?

Мне кажется, Вы просто подпали под действие некоей мифологемы,
согласно которой функциональность программ для ЭВМ чем-то
принципиально отличается от функциональности иных произведений в
юридическом аспекте.

AB> В любом случае, изначально речь шла про дистрибутивы ALTLinux.
AB> Введение в оборот данных дистрибутивов (в случае если, не дай Бог, в
AB> них закрадется вирус (возьмем самый простой случай)) и будет
AB> основанием для привлечения ALTLinux к ответственности за причинение
AB> возникшего вреда.

Как _распространителя_. Это никоим образом не связано с авторством или
авторскими правами.

AB> Критерий вины - это уже совсем другой вопрос.

AB> Скажем, того лица, которое (грубо говоря) допустило объедининие кода
AB> программы с кодом вируса.

Как-то все очень сложно.

AB> Кто такой "издатель" в отношении программ?

Тот же, кто и в отношении любого другого произведения. Тот, кто их
публикует и осуществляет первоначальный пуск в оборот тиража.