[Legal] Copyright-minimum

Alexej Kryukov akrioukov на mail.ru
Вт Май 13 12:07:55 MSD 2003

Во-первых, спасибо за подробнейший ответ. В сущности
это целая статья, которая была бы вполне достойна
опубликования рядом с исходной.

Но сомнений-то возникает множество.

Всё-таки, наверное, следует различать абстрактно
понимаемые начертания шрифтов и их электронную форму.
Говорят, что на создание последней у хорошего дизайнера
уходят чуть ли не годы. Требуется многократная выверка
самих начертаний, добавление хинтов и таблиц кернинга
и т. д. Плюс начальные затраты на приобретение коммерческого
шрифтового редактора (FontLab стоит очень дорого, а он теперь
монополист).

То, что появляется в результате, достойно защиты в качестве
самостоятельного продукта. Не знаю, пыталась ли Paratype
наложить лапу, скажем, на Литературную гарнитуру во
всех видах, но ее оцифровка, созданная на фирме, уж
точно этой фирме и принадлежит.

Никто не мешает мне, скажем, нарисовать другую версию
Литературной, руководствуясь теми же советскими образцами, но это
будет уже совершенно другой продукт. Кстати, у той же Paratype
есть шрифт QuantAntiqua, восходящий к тому же прототипу,
что и Литературная. Вот почему неправомерно
утверждение, что, дескать, гарнитур существует ограниченное
количество, и поэтому нет смысла утверждать права на них за
кем-либо. Истинное искусство шрифтового дизайнера заключается
в том, чтобы создать новый продукт в изначально заданных
узких рамках. Monotype Times New Roman, Linotype Times Ten,
URW NimbusRom и Paratype Newton суть модификации Таймса,
и тем не менее это абсолютно разные гарнитуры.

Теперь вопрос, будет ли такой продукт программой. Собственно,
я так и предполагал, что, если исходить только из *формата*
файлов pfb или ttf, то сравнение с mp3 или jpg прямо-таки
напрашивается. Но есть существенная разница. Графика или
музыка демонстрирует, прежде всего, сама себя, и если и
может использоваться как элемент более сложной композиции,
то это такое исключение, которое только подтверждает правило.
Напротив, шрифт сам по себе бесполезен. Его единственное
назначение -- создание полиграфической продукции. Вот этот
критерий прикладной применимости, мне кажется, и надо учитывать,
давая определение термина "программа".

Поэтому неслучайно, что существует сложившаяся практика
приравнивания шрифтов к программам. Есть термин
"fonts software". Шрифты публикуются под теми же лицензиями,
которые применимы и к программам, скажем, GPL или LGPL.
Стали бы Вы так поступать с произведениями музыки или
живописи? Вот с этой сложившейся практикой, как мне
кажется, тоже надо считаться.