[Legal] Copyright-minimum

Alexej Kryukov akrioukov на mail.ru
Сб Май 17 13:44:04 MSD 2003

On Friday 16 May 2003 21:36, Fedor Zuev wrote:
> On Tue, 13 May 2003, Alexej Kryukov wrote:
>
> Копирайт - это вполне конкретный режим со вполне конкретными
> правилами игры. Я отказываюсь обсуждать гипотетическое
> псевдоавторское исключительное право, которое можно было _бы_
> установить для начертаний шрифтов, или для файлов шрифтов, или для

Я бы на Вашем месте не отказывался от этого столь решительно,
ибо Ваша статья посвящена именно *гипотетическому* ограничению
копирайта.

> чего угодно. Что же касается _фактически_ _существующего_ копирайта,
> то сколь-нибудь последовательные попытки на деле (не на словах)
> применить его к шрифтам (что к шрифтам-начертаниям, что к
> шрифтам-файлам) будут либо смехотворны, либо чудовищны, либо то и
> другое одновременно.

Вы хотите сказать, что он не применяется к шрифтам-файлам?
Ну а когда человек старается соблюдать лицензию на легально
приобретенные им шрифты от той же Paratype, он применяет на
практике копирайт или что-то еще?

> 	От себя же отмечу, что затраты и даже капиталовложения, сами
> по себе, будь они хоть в сто раз больше - оснований для для
> возникновения исключительных прав не дают. Для осознания этого
> факта, собственно, даже не нужно специально изучать авторское право.
> Достаточно вспомнить, что капиталовложения бывают всегда, при любой
> ворме предпринимательской деятельности. Авторское право же возникает
> отнюдь не всегда, а, напротив, в весьма редких случаях. Именно - при
> создании (в обьективной форме) оригинальных результатов творческой
> деятельности.

Является ли результатом творческой деятельности программа, которая
не делает ничего оригинального по сравнению с другими?
Если да, то отрисовка глифов в редакторе, а в особенности работа
над хинтами (ибо вот на них-то художник, сочинивший рисунок шрифта,
уж точно не имеет никакого авторского права) и т. д. тоже есть
творческая деятельность.

> 	Да, любой, потратив энное количество денег (или просто
> времени, если сам профессионал), нанять профессионала и получить
> шрифт "Литературной", функционально совершенно эквивалентный
> (отличающийся в пределах ошибок измерения) любому другому шрифту
> "Литературной", полученному тем же способом. И _именно_ _поэтому_
> всякие претензии на исключительные права на такой результат - идут

Можно потратить энное количество денег и получить офис, равный по
функциональности офису от M$. Из-за этого исключительные права
M$ на свою продукцию подвергаются какой-то угрозе?

> деятельности, художнику-творцу. Там же где все, в конечном итоге,
> сводится к количеству денег, выложенных на бочку, никакие
> исключительные права, а в особенности копирайт - неуместны и, по
> факту, не существуют. Денги должны окупать себя сами, без
> посторонней помощи.

Как Вы это себе представляете? Нарисовала фирма шрифт и
стала продавать по 100$. Купили его 10 человек вскладчину
и стали раздавать другим бесплатно. А в суд на них подать
нельзя. Ну вот и плакали ее капиталовложения.

Не все же такие благородные, чтобы применять к своей
продукции свободную лицензию. Да и те, по-вашему,
кругом неправы будут.

> 	Это конечно, очень блаародно с вашей стороны, что лично Вы
> оставляете за мной право рисовать шрифты, пользуясь существующими
> прототипами. К сожалению _закон_ о копирайте такой возможности не
> предоставляет, а совершенно однозначно указывает, что любая
> переделка оригинального произведения является предметом
> исключительного права автора оригинального произведения. Для того,

Всё дело в том, что копирайт на *начертания* шрифтов действительно
не действует. См. хорошую книжку: П. Каров. Шрифтовые технологии.
Описание и инструментарий. М., 2001. Там есть специальная глава
об охране начертаний шрифтов согласно Акту о знаках в Германии,
но это, действительно, охрана патентным правом.

Посему, если к чему и применять авторское право, то только к
шрифтовым файлам. Как мне сейчас удалось вычитать на одном
казахском сайте,

 "Согласно законам США, авторское право может защищать конкретный шрифт
в векторном формате, приравниваемый по статусу к компьютерной
программе. Однако эта защита не распространяется на то начертание букв,
которое используется в шрифте".

Для надежности, конечно, хотелось бы почитать само это американское
законодательство. Но, кажется, это именно то, о чем я говорю.

> чтобы принадлежать _только_ своему фактическому создателю,
> произведение должно быть _полностью_ оригинальным (в пределах срока
> действия копирайта, но поскольку эффективный срок его действия
> составляет сейчас больще столетия при сроке полуобновления
> технологиb порядка 20-30 лет, яту мелкую поправку можно
> игнорировать). Учитывая, что действительно оригинальных начертаний
> (латинских и кирилических) шрифтов существует менее десятка, а также
> исключительную сложность определения "направления" развития шрифта
> результат сложно даже представить.

Согласно той же книжке Карова, предельный срок охраны начертаний
в настоящее время составляет 25 лет. И это даже без всякого
копирайта.

> 	Разумеется. Единственное назначение картинки-глифа есть
> мнногократное повторение ее в составе текста. _Именно_ _поэтому_,
> копирайт на глиф есть вещь совершенно неуместная и абсурдная, грубо
> нарушающая один из основных принципов копирайта - принцип исчерпания
> прав.

Совершенно согласен. Я и не предлагал устанавливать копирайт на
глиф.

> 	Кстати, задумайтесь вот над каким моментом: копирайт не
> делает различие между способами распространения произведения, между
> различными видами его воспроизведения.
>
> 	Это значит, что установив копирайт на начертание шрифта, Вы
> устанавливаете исключительное авторское право на _любое_
> воспроизведение его глифов, даже не имеющее ничего общего с
> использованиям собственно шрифта. Такое как ксерокопирование листа
> бумаги или даже просто фотографию, на которую попал кусок газеты.

Не надо устанавливать копирайт на начертание шрифта.

> 	Аналогично, авторское право на "программу" шрифта фактически
> означает исключительное право на манипуляции не просто со шрифтом но
> и на _любое_ _копирование_ пользующихся этим шрифтом PostScript и
> PDF документов. Любое. Копирование или перемещение. Ваших
> собственных документов.

Означает ли авторское право на MS Word чье-то исключительное
право на манипуляции с *моими* созданными в нем документами?