[Legal] Copyright-minimum
Maksim Otstavnov
maksim на otstavnov.com
Вс Май 18 15:06:11 MSD 2003
Hello Fedor,
Saturday, May 17, 2003, 10:31:50 PM, you wrote:
FZ>>> Охрана полагаетс оригинальному результату творческой
FZ>>> деятельности, художнику-творцу.
MO>>Вот и для того, чтобы ответить, является ли разработка Type* или
MO>>*TF-реализации шрифта творческой деятельностью, нужен тест на
MO>>уникальность формы. Произведения формы, а не глифа :)
FZ> Вы обьективный идеалист? Вы верите в существование
FZ> непознаваемой вещи-в-себе?
Мои верования не имеют прямого отношения к %сабдж...
FZ> Какая разница, как оно там внутре устроено, если я, юзер,
FZ> потребитель, ни прямо, ни косвенно воспринять деталей этого
FZ> устройства не в состоянии?
...Равно как и степень восприимчивости юзера.
FZ> Как по вашему, два файла с программой, в которой комментарии по
FZ> разному отформатированы: так
FZ> // some
FZ> // comment-
FZ> // ary
FZ> и так
FZ> /****************************
FZ> * so-
FZ> * me
FZ> * commentary
FZ> ****************************/
FZ> - будут одной и той же программой, или разными?
В общем случае, разными.
FZ> А про программу в которой переставлены функционально
FZ> независимые строчки: так
FZ> x++;
FZ> y++;
FZ> z++;
FZ> и так
FZ> y++;
FZ> z++;
FZ> x++;
FZ> - Вы что скажете?
Тоже могут быть разными.
FZ> А если в командах рисования начало координат сдвинуть на два
FZ> пиксела в сторону?
Это другая ситуация. "Программа рисования" целого может не сводиться к
простой последовательности "команд рисования" частей.
Если сводится, никто (нормальные люди) не будет ставить вопроса об
отдельной правоохранности "программы".
FZ> Опять-таки, вспомните, что писал Ниммер по поводу дела
FZ> Quimron: реконструкция может и выражает творческую индивидуальность
FZ> реконструкторов, но поскольку общепризнано, что их целью было вовсе
FZ> не самовыражение, а как раз наоборот, основанием для возникновения
FZ> копирайта это никоим образом не является.
Я не помню, что есть дело Q., но вопрос не в этом. Вопрос, насколько я
понимаю, в том, могут ли быть признаны различающимися и правоохранными
два произведения, если одно из них обладает дополнительно еще и
функциональностью, порождающей второе произведение. На мой взгляд,
праоохранность формы и функциональность --- полностью ортогональные
качества.
Во-вторых, мне кажется сомнительным ставить (не применительно к
реконструкции, а вообще) правоохранность произведения в зависимость от
цели самовыражения. Скорее, даже, наоборот, если _единственной_ целью
является самовыражение, скорее всего, никакого произведения не
получится. Мазня ребенка по бумаге вряд ли правоохранна (хотя это
спорный вопрос), а вот попытка что-то нарисовать (вполне
функциональная) вполне может привести к созданию чего-то похожего на
произведение.
(Вообще, мне это напоминает альбом "Рисунки слонов" Комара и Меламеда.
Там ровно под каждым "рисунком" и написано что-то типа (c) слон
Джумбо, 1995. Однако этот альбом все же произведение Комара и
Меламеда, а не группы слонов I guess).
FZ>>> Это значит, что установив копирайт на начертание шрифта, Вы
FZ>>> устанавливаете исключительное авторское право на _любое_
FZ>>> воспроизведение его глифов, даже не имеющее ничего общего с
FZ>>> использованиям собственно шрифта. Такое как ксерокопирование листа
FZ>>> бумаги или даже просто фотографию, на которую попал кусок газеты.
MO>>А в чем принципиальная разница с авторским правом на текст на том
MO>>же листке бумаги или газете?
FZ> В том, что живописные произведения копирайтом охраняются
FZ> сосвем не так, как литературные. Для последних - и куча исключений
FZ> (свободного использования) из копирайта есть, и сама охрана
FZ> формулируется несколько по другому.
А вопрос не сводится к тому, считать ли глиф "живописным
произведением" (произведением изобразительного искусства).
FZ>>> Аналогично, авторское право на "программу" шрифта фактически
FZ>>> означает исключительное право на манипуляции не просто со шрифтом но
FZ>>> и на _любое_ _копирование_ пользующихся этим шрифтом PostScript и
MO>>FZ> PDF документов.
MO>>Почему? В смысле, что значит "пользующихся документов" --- это
MO>>какая-то очень странная метафора.
FZ> Где - метафора?
Две метафоры: "пользующихся документов" и "пользующихся шрифтом". На
мой взгляд, пользоваться может только лицо (а никак не документ) и
только вещью (а никак не произведением, будь то набор глифов или
программа, их рисующая).
FZ> Сколь мне известно, существует что-то около 12 стандартных
FZ> шрифтов (по четыре варианта Helvetica, Times и Courier), на которые
FZ> можно ссылаться в поскрипт-файле без дополнительной подготовки.
Насколько я понимаю, речь идет лишь о являющихся частью стандарта
наименованиях шрифтов. Лень читать стандарт, но, может быть, и
метриках. Как это реализуется --- отдельный вопрос.
FZ> Ни один из них не содержит кирилических глифов, так что для нас
FZ> это обстоятельство является в высшей степени умозрительным. Все
FZ> остальные шрифты должны быть _включены_ в поскрипт-документ для
FZ> того, чтобы ими там было можно что-то нарисовать. Который
FZ> документ, таким образом, становится _производным_ _произведением_
FZ> по отношению к "программам"-шрифтам. Со всеми вытекающими отсюда
FZ> последствиями.
В общем и целом, да, хотя, наверное, и с той оговоркой, что
"производное произведение" может создаваться, но не использоваться
(экземпляр существует технически, но не вводится в оборот).
Так никто и не говорил, что признание реализации шрифта программой не
влечет за собой проблем.
--
-- Maksim
Подробная информация о списке рассылки Legal