[Legal] TypeRights
Maksim Otstavnov
maksim на otstavnov.com
Чт Май 22 13:03:17 MSD 2003
Hello Fedor,
Wednesday, May 21, 2003, 6:48:13 PM, you wrote:
FZ>>> Вы обьективный идеалист? Вы верите в существование
FZ>>> непознаваемой вещи-в-себе?
MO>>Мои верования не имеют прямого отношения к %сабдж...
FZ>>> Какая разница, как оно там внутре устроено, если я, юзер,
FZ>>> потребитель, ни прямо, ни косвенно воспринять деталей этого
FZ>>> устройства не в состоянии?
MO>>...Равно как и степень восприимчивости юзера.
FZ> Отнюдь.
FZ> Вопрос, собственно, о том, _что_ является предметом охраны.
FZ> Конкретный набор байтов. как в книге?
А в книге не набор байтов охраняется, а литературная/художественная форма.
FZ> Далее. Закон требует, чтобы [оригинальный] результат творческой
FZ> деятельности, был выражен в обьективной форме. Мне представляется
FZ> весьма сомнительным полагать "обьективными" такие детали, которые
FZ> _в_ принципе недоступны его адресату, потребителю, человеку, для
FZ> восприятия которого предназначено произведение, а требуют для
FZ> своего обнаружения специального исследования специалистами, в, ни
FZ> разу не искусствоведении.
По-моему, одно с другим (объективность с доступностью восприятию
"потребителя") никак не связано.
FZ> Поскольку в результате получается странная ситуация, когда
FZ> охраноспособность произведения полностью определяется выбором
FZ> сугубо _технических_, прикладных средств его реализации.
FZ> Предположим, я покажу, что шрифты Type1 не содержат, как правило,
FZ> никаких охраноспособных элементов. Исчерпает ли это вопрос об
FZ> охраноспособности всех вообще шрифтов?
"Шрифтов", или реализаций?
Я попробую сформулировать позитивный тезис, но он будет тавтологичным:
"если реализация шрифта имеет признаки правоохранного произведения,
нет формальной причины отказывать ей в такой охране только потому, что
это реализация шрифта, а не, допустим, "решета Эратосфена" или
"быстрого умножения Фурье"".
FZ> Или хотя бы только сплайновых шрифтов? Или это потребуется каждый
FZ> раз обосновывать для Type2, Type3,....Type42?
Боюсь, что каждый раз :(
FZ> Но, ладно, тут, по крайне мере, возможно правдоподобное
FZ> сомнение. Но вот что точно не является "обьективной формой", так это
FZ> информация _не_ _содержащаяся_ в самих шрифтах, а, либо, привносимая
FZ> в них посредством разнообразных параюридических паратехнических
FZ> теорий (специфической мнемоники, например, делающей массив сдвигов
FZ> при дизассемблировании похожим на программу на языке PostScript),
FZ> либо состоящая в воспоминаниях об истории создания этих шрифтов.
FZ> Если заимствование, переработка одного произведения в другом не
FZ> может быть достоверно установлена путем анализа самих произведений,
FZ> а требует исторических экскурсов - почвы для копирайт-производности
FZ> тут нет.
С последним я, разумеется, соглашусь.
FZ>>> Как по вашему, два файла с программой, в которой комментарии по
FZ>>> разному отформатированы: так
FZ> <...>
FZ>>> - будут одной и той же программой, или разными?
MO>>В общем случае, разными.
FZ> А Вас не смущает то, что "совокупность данных и команд,
FZ> предназначенная для функционирования ЭВМ" будет при этом той же
FZ> самой?
Совершенно не смущает. Права на программу охраняются, потому что она
принадлежит к роду литературных произведений, а не потому, что
обладает видовым признаком "предназначенности для...".
Вообще говоря, вопрос о том, охраняются ли права на некий текст
именно как на программу --- более узкий, нежели вопрос о его
правоохранности в принципе. Я уже (в этой рассылке или в частной
переписке) поднимал вопрос о том, что текущая формулировка
"предназначенности" не позволяет однозначно судить о том, имел ли
Законодатель в виду объективную предназначенность (существование
машины, способной исполнить данный текст как программу) или
субъективную (намерение автора использовать этот текст именно как
программу/в том числе как программу).
Выходя из технико-юридической действительности в правоведческую, я бы
заметил, что, скорее, информация, предназначенная _только_ для
управления компьютером (например, необратимо скомпилированная), должна
быть лишена статуса произведения.
FZ>>> А если в командах рисования начало координат сдвинуть на два
FZ>>> пиксела в сторону?
MO>>Это другая ситуация. "Программа рисования" целого может не
MO>>сводиться к простой последовательности "команд рисования" частей.
FZ> Ну, для начала: если Вы о шрифтах, то никаких "команд
FZ> рисования" там тоже нет. Есть - цепочки опорных точек, по которым
FZ> производится сплайн-аппроксимация.
А хинтов там нет? :)
FZ> Также имеется словарь /Subrs предназначенный для набора
FZ> PostScript-процедур, которые могут вызываться при рисовании
FZ> символов. Обычно этот словарь пуст.
FZ> /CharStrings - словарь, содержащий определения символов.
FZ> Символы определяются на специальном "языке", содержащем мнемоники,
FZ> напоминающие операторы рисования языка PostScript. Однако, в отличии
FZ> от операторов пошкрипа, они не выполняются, а подаются на вход
FZ> процедуре BuildChar, которая затем интерполирует их сплайнами.
FZ> Поэтому, на определение наложено множество требований. Контур
FZ> должен описываться против часовой стрелки,
# 666
:/ Надо Адоби сдать в РПЦ как сатанистов.
FZ> быть замкнутым, не иметь
FZ> самопересечений и так далее. Каждый, кто занимался машинной графикой
FZ> знает, зачем это может понадобится... Помимо собственно offset-ов
FZ> там также могут присутствовать хинты - специальные маркеры,
FZ> отмечающие границы вертикальных|горизонтальных стемов.
Хинт --- это число или функция? (В общем случае).
FZ> Отдельные
FZ> параметры могут вычисляться (но очень редко действительно
FZ> вычисляются, AFAIK) посредством четырех арифметических команд, либо
FZ> получаться путем обращения в Surbs.
Вот и покажите, что в шрифте XYZ их нет, и спите спокойно :)
FZ> Практически, вычислять там нечего, поскольку [почти] нет
FZ> входных переменных, которые можно пересчитывать (рисование ведется
FZ> всегда в стандартной целочисленной сетке 1000x1000).
А... э... печатаемый код --- это что, константа?
FZ>>> Опять-таки, вспомните, что писал Ниммер по поводу дела
FZ>>> Quimron: реконструкция может и выражает творческую индивидуальность
FZ>>> реконструкторов, но поскольку общепризнано, что их целью было вовсе
FZ>>> не самовыражение, а как раз наоборот, основанием для возникновения
FZ>>> копирайта это никоим образом не является.
MO>>Я не помню, что есть дело Q.,
FZ> О копирайте на реконструкцию Свитков Мертвого Моря.
:))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
MO>>но вопрос не в этом. Вопрос, насколько я понимаю, в том, могут ли
MO>>быть признаны различающимися и правоохранными два произведения,
MO>>если одно из них обладает дополнительно еще и функциональностью,
MO>>порождающей второе произведение. На мой взгляд, праоохранность
MO>>формы и функциональность --- полностью ортогональные качества.
FZ> Разумеется нет. Обьектом авторского права может быть только
FZ> оригинальное произведение, результат творческой деятельности
FZ> человека. Работа программы или, там, механического устройства,
FZ> творческой деятельностью заведомо не является.
Pardon me, "порождающее экземпляр второго произведения". Обратите
внимание, "дополнительно обладающее функциональностью", а не
"функциональность которого сводится".
MO>>Во-вторых, мне кажется сомнительным ставить (не применительно к
MO>>реконструкции, а вообще) правоохранность произведения в зависимость от
MO>>цели самовыражения. Скорее, даже, наоборот, если _единственной_ целью
MO>>является самовыражение, скорее всего, никакого произведения не
MO>>получится. Мазня ребенка по бумаге вряд ли правоохранна (хотя это
MO>>спорный вопрос), а вот попытка что-то нарисовать (вполне
MO>>функциональная) вполне может привести к созданию чего-то похожего на
MO>>произведение.
FZ> Мне кажется, на этот вопрос отвечено выше. Должен иметься в
FZ> наличии, обьективено сущестовать и быть отделимым от фона предмет
FZ> охраны, форма, порожденная творческой деятельностью.
Я могу себе представить такое.
MO>>Так никто и не говорил, что признание реализации шрифта
MO>>программой не влечет за собой проблем.
FZ> Отчего же.
FZ> У меня, напротив, создалось впечатление, что речь как раз
FZ> идет именно о проблемах, которые возникли бы при признании шрифта
FZ> обьектом копирайта.
Я бы еще раз напомнил о необходимости различить шрифт (начертание,
изображение символов) и его реализацию.
FZ> Помимо теоретической несообразности есть еще и практические
FZ> последствия, и последние, может быть, обьясняют ситуацию более
FZ> доходчиво.
Так а последствия копирайта всегда практически неприемлемы, по
большому счету.
--
-- Maksim
Подробная информация о списке рассылки Legal