[Legal] Re: [Comm] История с linux.su повторяется?

Alexej Kryukov akrioukov на mail.ru
Вт Дек 14 18:28:21 MSK 2004

On Tuesday 14 December 2004 04:59, Egor Grebnev wrote:

> Не думаю, что последнее утверждение верно. В ЗоАП четко сказано, что
> именно защищается ("подбор и расположение материалов"). Составить

При условии, что оно носит творческий характер. См. комментарий
к ЗоАП: "Авторское право на составное произведение в целом возникает
при условии творческого подбора (или - отбора) и расположения
материалов, включенных в составное произведение".
(http://zakon.vladnews.ru/zakon_all/postcom2.html#chapter_11)

> дистрибутив без подбора и расположения материалов -- невозможно. В
> одностороннем порядке объявить, что то, что признается ЗоАП
> творческим актом, в вашем случае таковым не является, -- Вы тоже не
> имеете власти.

AFAIU, вся загвоздка в определении творческого характера труда.
Если сам составитель не считает свой труд таковым, и потому
не настаивает на своем авторском праве, то никто не может
сделать это за него. Следовательно, авторское право как бы
и не возникло.

> А в целом, я проблемы никакой не вижу. С точки зрения GPL,
> составление сборника является mere aggregation и под требования GPL к
> производным произведениям не подпадает. С точки зрения ЗоАП,
> составление сборника дает автору сборника исключительное
> имущественное право на этот сборник.

Всё дело в том, что, стоит нам заявить о творческом характере своей
работы по составлению сборника, как окажется, что эта работа уже
является не mere aggregation, а составным произведением. Составные же
произведения GPL приравнивает к производным. А на сей случай
там уже другое правило: распространять тоже можно, но только на
условиях той же GPL. В случае с дистрибутивом Linux такой вариант будет
явно неприемлем, т.к. приведет к нарушению ряда других лицензий.

> Получается, что действительно возможно распространять компакт-диск,
> на 100% забитый GPLным софтом, на условиях, противоречащих GPL. При
> этом, разумеется, по отдельности извлекаемые из сборника программы в
> плане передачи прав на них ничем не отличаются от своих копий,
> полученных из другого источника.

По вышеуказанной причине -- нельзя, не придя в противоречие с GPL.