[Legal] Free as Beer philosophy

Пт Июл 9 02:22:11 MSD 2004

Hello Fedor,

Thursday, July 08, 2004, 4:41:00 AM, you wrote:

FZ>         Я, кажется, довольно четко и прямо сказал.

FZ>         Если человек имеет _право_ на определенные свободы - то
FZ> сразу же возникает вопрос о пределах этого права.

У меня тут ("право на свободы") несколько ум за разум заходит.

Насколько я понимаю, релевантным может оказаться достаточно
традиционное разделение негативных и позитивных прав.

"Свободами" часто называют права, которые могут быть реализованы чисто
негативно. Самый жесткий пример: повсеместно принятое право на половую
неприкосновенность.

"Гражданскими правами" часто называют права, имплицитно включающие
позитивный элемент. Например, права собственности или имущественные
права вообще. Будучи провозглашенными они, разумеется, также являются
негативными; однако из негативного права иметь имущество в
собственности права собственности на какое бы то ни было конкретное
имущество не возникают.

Можно ли говорить о "свободе софта" (четырех "свободах") как о чисто
негативных правах? Ну, разумеется, когда софто-освободительное
движение победит, ее можно будет записать в конституцию. Но, как мне
кажется, для своей реализации она все равно будет требовать
позитивного компонента. Можно обеспечить доступ к существующим
программам, даже принудить каждого к предоставлению такого доступа
(или гарантировать его другим способом), но есть ведь еще и
ненаписанные программы, "доступ" к которым все равно будет требовать
сделок (найма перспективных авторов перспективными пользователями).

В то же время, можно аргументировать, что чисто негативные права
("свободы") являются правоведческой абстракцией весьма высокого
уровня, конкретизация которых _всегда_ вносит некие позитивные
элементы. Та же половая неприкосновенность обычно трактуется не только
как право хранить целомудрие, но и как право выбора партнера и формы
общения, что, разумеется, предполагает взаимность, и поэтому, кроме
конституционной декларации и уголовно-правовой защиты негативной
свободы, мы имеем такие сферы правоотношений, как семья, проституция
--- имущественных, замечу, par exellence.

Так что все не так просто.