[Legal] Free as Beer philosophy

Valentin Nechayev netch на netch.kiev.ua
Пт Июн 11 14:48:14 MSD 2004

 Fri, Jun 11, 2004 at 13:21:31, aen wrote about "Re: [Legal] Free as Beer philosophy":

> Это его личное дело.
> Я здесь говорю о программисте, а не о пользователе, потому что он
> является демиургом и он определяет условия распространения.
> А какое отношение к обсуждаемому вопросу имеет пользователь, да еще
> конечный (кто это такой, кстати?) -- не понимаю.

Это имеет отношение к тому, будет этот продукт кем-то востребован или нет,
и это имеет значение не меньшее, чем позиция автора продукта.
Когда практически для каждого применения есть выбор среди нескольких продуктов,
вступает в действие не только позиция автора (которого, кстати, не надо
называть программистом - мир давно уже отошёл от того, что пишутся только
программы), но и позиция потребителя. И зря Вы его не видите.

> Я, например, не буду смеяться. Кроме "коненчного" и
> "высококвалифицированногох" существует еще "пользователь думающий", но
> это опять таки не тема этого треда.

Эта тема напрямую связана с тем вопросом, что был поднят вначале.

?

> Вы скатываетесь к обсуждению вопросов бизнеса, -- эти вопросы не
> являются не только темой треда, но и темой списка.

Я их не обсуждаю, я их упоминаю. Бизнес - область, которая показывает
наиболее явные преимущества и недостатки моделей, и ориентация на него
чем дальше тем существеннее - времена, когда можно было сваять нечто
юниксообразное на пару десятков килобайт и дать ему развиваться, давно
прошли.

> Зачем? Что непонятно? Они вполне откровенны.
Не про факт выступления, а про глубинные причины. Само по себе такое
со стороны крупной организации не рождается, нужны какие-то факты
с цифрами.

> Вы, собственно, этим уже ответили. Не затрудняйтесь.
OK, мне, если честно, без разницы, воспримете _Вы_ лично или нет. ;)

> Не всякая поза есть идеология. Это -- поза.

Поза, которая воплощена в центральных частях архитектуры широко
распространённой и формирующей идеологию системе, уже не является позой,
это именно идеология. По отношению к BSD-styled лицензированию (не включая
окружающую инфраструктуру, которая имеет значение даже большее чем
собственно стиль лицензии) это её...  мнэээ... квинтэссенция;))

> Я не говорил, что BSD-like лицензии противоречат хакерской этике. Они
> просто не несут в себе этического начала, как и beer-ware. Это вовсе не
> значит, что автор продукта под beer-ware лицензией не придерживается
> хакерской этики.

Не могу согласиться с называнием этого начала _этическим_ (особенно в
сравнении, что другие якобы его не несут). И public domain и
Microsoft end-user license - тоже несут в себе соответствующие этические
начала. То, что задаёт GPL, оно скорее _инфраструктурообразующее_
(извините за длинное слово): public domain, BSD, коммерческие лицензии -
они все ограничивают круг применяемых подходов, но не задают им образующего
начала сами по себе. GPL накладывает настолько жёсткие ограничения на типы
формируемых инфраструктур, что сводит их фактически к одной базовой
схеме (выглядящей сейчас приблизительно как "свободный софт с возможностью
бесплатного получения - платная поддержка плюс, возможно, платное развитие).
Это в общих чертах и наскоро, так что sorry за излишние вольности
формулировок.

> А это Вы к чему? Вы, кажется, меня в чем-то заподозрили и решили
> предостеречь? Напрасно. :-)
Обсуждение достаточно легко увести в эту сторону, а не хотелось бы
получить излишне односторонний результат.

-netch-