[Legal] Free as Beer philosophy

Fedor Zuev fedor на earth.crust.irk.ru
Сб Июн 12 05:45:14 MSD 2004

On Fri, 11 Jun 2004, Aleksey Novodvorsky wrote:

AN>Мне здесь (у Федора) не совсем понятно, что есть свобода
AN>общества.  Скользкий термин, если его не определить точно.

	Свобода общества - это, в данном случае принятие во
внимание, как субьектов этой свободы не только непосредственного
Клиента-Потребителя (к которому идет обращение в Лицензии), но всех
третьих лиц, которых эта Лицензия затрагивает.

	Это тем более критично, что Клиент, как правило - это не
конечный пользователь (чтобы просто пользоваться, принимать лицензии
не надо, даааа?) и даже не автор производного (не расширительно , то
есть действительно творческой переработки, а не просто технических
правок), а издатель или составитель сборника|дистрибутива, то есть
как раз те, чьи профессиональные интересы (и соответствующие им
желаемые права) нас, как правило и в данном контексте, ну совершенно
не интересуют (см.  Столлмана).

	Это не означает обязательно именно копилефта (котя копилефт
это наиболее прямое проявление идеи), но это означает, что
увеличение прав Клиента за счет прав и правомерных интересов третьих
лиц "расширением свободы" не является. Свобода общество определяется
свободой наиболее бесправного человека этого общества, а не свободой
короля.

	В качестве второго примера - наш давний спор с Dmitry
Borodaenko по поводу "инвариантных секций" в GFDL. По условием GFDL
дистрибутор не может удалять эти секции (хотя ничто не может
запретить такое удаление конечному пользователю - точно так же, как
никто не может мне запретить вырывать страницы из принадлежащей мне
книги).

	Dmitry Borodaenko утверждал, насколько я помню его слова,
что невозможность удаления этих секций лишает дистрибутора неких
полезных для него опций и в этом смысле ограничивает свободу.

	Я утверждал, что _единственным_ эффектом отмены этого
требования будет возможность для дистрибутора выступать в качестве
цензора, решая, что положено, а чего не положено знать об авторе
потребителю, отнимая у них воможность решать это самостоятельно. И
что ограничением свободы это требование не является, поскольку нас в
данном случае должна интересовать свобода не Клиента, а конечного
пользователя.