[Legal] Патентование шрифтов как ПО

Fedor Zuev fedor на earth.crust.irk.ru
Ср Авг 24 13:58:14 MSD 2005

On Wed, 24 Aug 2005, Alexej Kryukov wrote:

AK>Попалась на глаза вот такая ветка в юридическом форуме:
AK>http://forum.yurclub.ru/index.php?showtopic=93647

AK>Ну, спор о том, являются ли файлы шрифтов программами,
AK>я думаю, можно оставить в стороне. Однако любопытным мне
AK>показался вопрос о возможности патентования шрифтовых
AK>файлов как таковых (причем предлагается каждую новую версию
AK>шрифта с отличием в кодировке или чем другом сразу нести в
AK>Роспатент).

AK>Так что, значит патентование ПО в России всё-таки возможно?

	Есть такой вид патентов: патенты на промышленные образцы
(design patents  по американски).

	С патентами на изобретения они имеют из общего только
процедуру получения.

---
(патентный закон)

  Статья 6. Условия патентоспособности промышленного образца

1. В качестве промышленного образца охраняется
художественно-конструкторское решение изделия промышленного или
кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид.

   Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он
является новым и оригинальным.

  Промышленный образец признается новым, если совокупность его
существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и
приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца,
не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты
приоритета промышленного образца.

   При установлении новизны промышленного образца также учитываются
при условии их более раннего приоритета все поданные в Российской
Федерации другими лицами заявки на промышленные образцы, с
документами которых вправе ознакомиться любое лицо в соответствии с
частью второй статьи 25 настоящего Закона, и запатентованные в
Российской Федерации промышленные образцы.

   Промышленный образец признается оригинальным, если его
существенные признаки обуславливают творческий характер особенностей
изделия.

   К существенным признакам промышленного образца относятся
признаки, определяющие эстетические и (или) эргономические
особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация,
орнамент и сочетание цветов.

   Не признается обстоятельством, препятствующим признанию
патентоспособности промышленного образца, такое раскрытие
информации, относящейся к промышленному образцу, автором, заявителем
или любым лицом, получившим от них прямо или косвенно эту
информацию, при котором сведения о сущности промышленного образца
стали общедоступными, если заявка на промышленный образец подана в
федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной
собственности не позднее шести месяцев с даты раскрытия информации.
При этом обязанность доказывания данного факта лежит на заявителе.

   2. Не признаются патентоспособными промышленными образцами
решения:

   обусловленные исключительно технической функцией изделия;

   объектов архитектуры (кроме малых архитектурных форм),
промышленных, гидротехнических и других стационарных сооружений;

   объектов неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или
им подобных веществ;

   изделий, противоречащих общественным интересам, принципам
гуманности и морали.
---

	Как промышленный образец, конечно, охраняется не программа,
а само начертание шрифта.

	Я всегда говорил, что охрана шрифтов как промышленных
образцов - очень правильный и уместный способ зафиксировать
исключительные права на них (в тех пределах в которых мы вообще
признаем существование исключительных прав). Могу развить.